Заявление на выдачу автошины из хранения

В последнее время все большую популярность набирают услуги по хранению вещей. Например, «сезонное хранение шин» стало довольно популярной услугой, которую предлагают практически в каждом втором стационарном шиномонтаже. Также сейчас стали часто встречаться предложения по хранению вещей, например при переезде на новую квартиру. Это может быть актуально и для тех, кто не желает захламлять свои балконы или иные подсобные помещения.

Давайте разберём с правовой точки зрения, несут ли организации ответственность за сохранность вещей, а если несут то какую.

Хранение — правовые основы

В первую очередь отметим, что нужно заключать именно договор хранения. Статья 891 Гражданского кодекса РФ определяет обязанность «хранителя» обеспечить сохранность вещи.

Причём стоит отметить, что в законе прописано дополнительное условие. В случае отсутствия формулировки о сохранности в договоре, лицо, которому передаётся вещь, должно в любом случае принять меры по сохранности. Однако, в заключаемом договоре может быть прописано и обратное.

Соответственно, нужно внимательно читать договор. Если там будет прописан пункт, что компания не несёт ответственности за сохранность вещи, вам потом будет сложно что-либо доказать.

А что если компания будет использовать мои вещи во время хранения?

В случае заключённого договора на хранение, компания, оказывающая данные услуги, не имеет право пользоваться переданным на хранение имуществом без вашего согласия. Такое же условия закрепляет закон и в отношении передачи третьим лицам.

Ответственность в виде возмещения ущерба лежит на хранителе. Подобные случаи имели место быть при хранении автомобилей. Железные кони во время хранения получали некие повреждения, устранение которых стоило денег. Владельцы обращались в суд и их требования о взыскании ущерба были удовлетворены.

Что касается шин — их сезонное хранение тяжеловато приспособить под какое-то другое использование. Хотя, изобретательный народ способен на всякое…

На что стоит обратить внимание.

Вы соблюдаете сроки годности и хранения продуктов/медикаментов?
Да, всегда.
42.52%
Нет, не соблюдаю, ничего страшного не будет.
21.15%
Стараюсь соблюдать и смотрю по внешнему виду у продуктов.
36.33%
Проголосовало: 2279

Заключайте именно договор хранения. Как правило, он заключается в письменной форме. Но если по каким-то причинам он отсутствует, Гражданский кодекс допускает в случае возникающих споров ссылаться на свидетельские показания.

Обращайте внимание на то, чтобы в договоре не было пунктов о том, что сохранность ваших вещей не гарантируется. В самом договоре, либо в приложении максимально точно опишите то что вы передаёте на хранение. Например, порядковые номера, символы и тд. Это может пригодится, если возникнет необходимость идентифицировать вещь.

Обращайте внимание на сроки хранения. Вы обязаны забрать свою вещь незамедлительно по окончании срока. В противном случае, если в договоре на этот счёт не прописано другое условие, хранитель имущества после письменного уведомления имеет право самостоятельно продать вашу вещь. Конечно, вам вернут часть суммы, за вычетом расходов стороны. Но вряд ли вы будете довольны таким исходом событий.

Что делать если вам не вернули вещь или вернули не в первоначальном состоянии? В любом случае такие варианты должны быть прописаны в договоре. С другой стороны эти пункты договора не могут противоречить нормам Гражданского законодательства. В соответствии с ГК РФ лицо, принявшее на сохранность вещь, обязано сохранить ее и несёт ответственность за недостачу или повреждение. Допускается лишь естественный износ.

В тоже время статья 401 кодекса гласит, что ответственность наступает при наличии вины. То есть, у хранителя есть возможность доказать, что на него повлияла непреодолимая сила. Под непреодолимой силой имеются в виду чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Если организация утратила вашу вещь — вам должны компенсировать ее стоимость. В случае повреждения — должны компенсировать сумму, на которую понизилась стоимость. В большинстве случаев нужно обращаться в суд.

Имеют место и ситуации, когда вам требуется забрать вещь досрочно. Однако, хранитель не просто не возвращает вещь, те же шины, но ещё и требует оплаты долга. Под долгом подразумевается плата за хранение за некий период.

Отказ вернуть вещь должен быть обоснованным, т.е. хранитель обязан его мотивировать. Если же в возврате отказано со ссылкой на долг, можно считать, что у хранителя вещи нет. На это указал Верховный Суд в одном из своих определений. Таким образом, долг поклажедателя не является основанием для того, чтобы не возвращать вещь по требованию.

Это, в свою очередь, влечёт следующие последствия. Договор хранения расторгается из-за хранителя, причём досрочно. И вот тут кроется самое интересное:

исходя из ч. 3 ст. 896 Гражданского Кодекса РФ (второй абзац), если договор хранения прекращён досрочно по обстоятельствам, за которые отвечает хранитель, он не вправе требовать плату за хранение. И даже обязан вернуть всё то, что получил по договору ранее!

Сюда же можно «пришить» и требование о возврате стоимости вещи. Доказать только её стоимость.

Но, как говорится, есть нюанс

Сезонное хранение шин может преобразоваться в интересный способ утилизации старых покрышек. Правда, есть некоторые нюансы.

Разрешение ситуации, описанной выше, возможно через суд. Ну а суд потребует доказать, что хранитель не вернул вещь без какого-либо мотива. Такими доказательствами могут выступить бумага хранителя, содержащая указание на отказ вернуть вещь. Можно также привести показания свидетелей.

Что касается шин — их сезонное хранение тяжеловато приспособить под какое-то другое использование. Хотя, изобретательный народ способен на всякое…

ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом настоящего Договора является хранение вещи (ей) — шин, дисков, комплекта колес

  • Сезон: в количестве , размером марка примерная стоимость рублей.
  • Сезон: в количестве , размером марка примерная стоимость рублей.

1.2. Вещь, указанная в п.1.1 настоящего Договора хранения, передана на хранение Хранителю при заключении Договора.

1.3. Принятие вещи на хранение удостоверено настоящим Договором и выдачей Поклажедателю 2-го экземпляра Договора.

1.4. Хранитель должен обеспечить сохранность вещи в соответствии с правилами ст.891 ГК РФ.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Хранитель не вправе без согласия Поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью или предоставлять возможность пользования ею другим (третьим) лицам, кроме случая, когда это связано с необходимостью обеспечить сохранность вещи (ей) и не противоречит договору хранения (ст.892 ГК РФ), а также законодательству Российской Федерации.

2.2. Хранитель при необходимости внесения изменений условия хранения обязан незамедлительно уведомить об этом Поклажедателя и дождаться его ответа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.3. В случае угрозы или возникновения опасности утраты, недостачи, повреждения вещи (ей) Хранитель вправе изменить способ, место хранения и другие условия, не дожидаясь ответа Поклажедателя.

2.4. Поклажедатель уплачивает «Хранителю» вознаграждение за хранение вещи (ей) в размере рублей.

2.5. Оплата хранения производится Поклажедателем по следующим периодам: .

2.6. По истечении срока хранения Поклажедатель обязан взять обратно вещь, либо оплатить продление договора.

2.7. Вещь должна быть возвращена в том состоянии, в каком принята на хранение, с учетом ее естественного ухудшения, естественной убыли, иного изменения вследствие ее естественных свойств.

2.8. Размер ответственности «Хранителя» определяется по нормам ст.393, 902 ГК РФ.

2.9. В случае изменения контактной информации какой-либо из Сторон, она предупреждает об этом другую.

3. ИНЫЕ УСЛОВИЯ

3.1. Настоящий Договор хранения может быть изменен и/или дополнен Сторонами в период его действия на основе их взаимного согласия и наличия объективных причин, вызвавших такие действия сторон. Любые соглашения Сторон по изменению и/или дополнению условий настоящего Договора имеют силу в том случае, если они оформлены в письменном виде, подписаны Сторонами Договора.

3.2. Споры, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, стороны его будут стремиться разрешать дружеским путем в порядке досудебного разбирательства: путем переговоров, обмена письмами, телеграммами, факсами и др. При этом каждая из Сторон вправе претендовать на наличие у нее в письменном виде результатов разрешения возникших вопросов. При недостижении взаимоприемлемого решения стороны вправе передать спорный вопрос на разрешение в судебном порядке в соответствии с действующим в Российской Федерации положениями о порядке разрешения споров между сторонами – участниками коммерческих, финансовых и иных отношений делового оборота.

Читайте также:  Сколько можно хранить в холодильнике фарш для котлет

3.3. При наличии в том необходимости и коммерческой целесообразности стороны настоящего Договора хранения вправе рассмотреть вопрос о продлении срока действия (пролонгации) договора на определенный обоюдным решением период времени (срок) или на неопределенный срок (по выбору сторон договора) на тех же или иных, определенных сторонами условиях.

3.4. Стороны согласились, что настоящий Договор хранения может быть расторгнут по соглашению Сторон его при наличии к тому оснований, которые Стороны сочтут достаточными для расторжения договора.

3.5. Настоящий договор хранения вступает в силу со дня подписания его сторонами, с которого и становится обязательным для сторон, заключивших его. Условия Договора применяются к отношениям Сторон, возникшим только после заключения настоящего Договора.

3.6. Настоящий договор действует в течение и прекращает свое действие « » 2021 года, посредством подписания приложения к настоящему Договору – Акта-передачи. Прекращение (окончание срока) действия настоящего Договора влечет за собой прекращение обязательств Сторон по нему, но не освобождает Стороны договора от ответственности за его нарушения, если таковые имели место при исполнении условий Договора хранения.

3.7. Оплата производится посредством квитанции, либо подтверждения оплаты, которая представляется Поклажедателем Хранителю, ранее момента передачи вещи либо в течение не более рабочих банковских дней с момента передачи вещи на хранение.

3.3. При наличии в том необходимости и коммерческой целесообразности стороны настоящего Договора хранения вправе рассмотреть вопрос о продлении срока действия (пролонгации) договора на определенный обоюдным решением период времени (срок) или на неопределенный срок (по выбору сторон договора) на тех же или иных, определенных сторонами условиях.

Организация принимает на сезонное хранение автомобильную резину от других организаций. Для хранения автомобильной резины имеется складское помещение. Хранение автомобильной резины является одним из видов деятельности организации. Как правильно оформить прием на хранение автомобильной резины? Какие проводки надо сделать в бухгалтерском учете?

Согласно ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. При этом хранителем может быть любая коммерческая либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 887 ГК РФ договор хранения должен быть заключен в письменной форме. Такая форма считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю:

— сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;

— номерного жетона, иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.

Обращаем Ваше внимание на то, что, помимо общих положений о хранении (параграф 1 главы 47 ГК РФ «Общие положения о хранении»), существуют специальные положения (параграф 2 главы 47 ГК РФ «Хранение на товарном складе» и параграф 3 главы 47 ГК РФ «Специальные виды хранения»).
Очевидно, что параграф 3 главы 47 ГК РФ в Вашей ситуации не применяется.

Попробуем определить, применим ли к рассматриваемому случаю параграф 2 «Хранение на товарном складе».

По договору складского хранения хранителем (параграф 2 главы 47 ГК РФ «Хранение на товарном складе») может быть только товарный склад, которым признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги (п. 1 ст. 907 ГК РФ). Договор складского хранения — это отдельный вид договора хранения. К нему применяются общие положения о хранении, если иное не установлено специальными нормами, регулирующими условия хранения на товарных складах (ст. 905 ГК РФ).

К товарному складу могут относиться также и юридические лица, которые сами по себе товарными складами не являются, а имеют товарные склады в качестве своих подразделений или владеют товарными складами в смысле специализированных помещений, имущественных комплексов, предназначенных для хранения товаров.

Письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товаров на склад удостоверены складскими документами, предусмотренными ст. 912 ГК РФ.

Письменная форма договора складского хранения, согласно п. 2 ст. 907 ГК РФ, считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом.

Так, организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги, признаваемая товарным складом, в соответствии с п. 1 ст. 912 ГК РФ, обязана в подтверждение принятия товара на хранение выдать один из следующих документов:

— простое складское свидетельство;

Требования, предъявляемые к оформлению двойного и простого складских свидетельств, закреплены в ст.ст. 913-917 ГК РФ. Причем, по своей сути, складские свидетельства являются ценными бумагами, поскольку дают возможность передачи прав третьим лицам в отношении сданного на хранение товара.

Требования к оформлению и заполнению складской квитанции ГК РФ не установлены, следовательно, фирма-хранитель вправе разработать собственную форму складской квитанции.

Исходя из положений о договоре хранения и требований ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) к форме первичных учетных документов считаем, что складская квитанция должна содержать следующую информацию:

— наименование юридического лица, осуществляющего хранение и место нахождения склада;

— наименование юридического лица, от которого принят товар на хранение, и место нахождения товаровладельца;

— наименование и количество принятого на хранение товара;

— срок, на который товар принят на хранение;

— размер вознаграждения за хранение (если он есть);

— дату выдачи складской квитанции.

Как следует из самого названия данной разновидности договора складского хранения, объектом хранения признается не просто вещь, а вещь как товар.

Под товаром, переданным на товарный склад, понимается:

— оборотоспособность вещей, переданных на хранение;

— характер участия товарного склада в имущественном обороте, которое, в частности, может быть выражено в праве распоряжаться товарами, если последнее условие предусмотрено правовым актом или договором.

По нашему мнению, если под объектом хранения не признается вещь как товар, то говорить о договоре складского хранения (параграф 2 «Хранение на товарном складе» главы 47 ГК РФ) не приходится.

В этом случае к договору хранения применяются общие требования установленные параграфом 1 главы 47 ГК РФ «Общие положения о хранении».

Мы полагаем, что в Вашем случае идет речь именно о таком договоре. То есть к оформлению такого договора следует применять положения параграфа 1 главы 47 ГК РФ (ст. 886-906 ГК РФ), а не параграфа 2.

При оформлении операций по договору хранения для учета приема-передачи и возврата товарно-материальных ценностей, переданных от поклажедателей на хранение организации-хранителю, постановлением Российского статистического агентства от 09.08.2021 N 66 утверждены унифицированные формы Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма N MX-1) и Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма N MX-3). Эти формы документов применяются как товарным складом, так и организацией не являющейся таковой.

Акт по форме МХ-1 составляется при приеме товарно-материальных ценностей представителями организаций хранителя и поклажедателя на основании и в соответствии с договором хранения (на определенный срок и «до востребования»). Количество экземпляров акта и комплектность составленных документов определяются в каждом конкретном случае.

При возврате поклажедателю товарно-материальных ценностей составляется Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма N МХ-3).

Акт составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом организации-хранителя по истечении срока хранения товарно-материальных ценностей при возврате их поклажедателю. Один экземпляр остается у организации-хранителя, второй экземпляр передается поклажедателю.

Таким образом, считаем, что склад, оказывающий услуги по договору хранения в качестве предпринимательской деятельности (в том числе и товарный склад), при приеме товаров на хранение должен выдавать Акт по унифицированной форме МХ-1. Возврат товара с хранения оформляется Актом по форме МХ-3.

Читайте также:  Рябина в декоре

Для учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, организация-хранитель использует также журнал по унифицированной форме МХ-2 «Журнал учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение».

Этих документов, по нашему мнению, достаточно в Вашем случае для оформления услуг по договору хранения. Вместе с тем стороны могут предусмотреть оформление и других документов.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

В соответствии с п. 9 и п. 155 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28.12.2021 N 119н, далее — Методические указания) материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовых счетах бухгалтерского учета.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2021 N 94н) для обобщения информации о наличии и движении ТМЦ, принятых на ответственное хранение, предназначен забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». На счете 002 ТМЦ учитываются в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах или в иных документах, согласованных сторонами.

При этом согласно п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, для обеспечения своевременного и достоверного учета ТМЦ, принятых на ответственное хранение, необходимо наличие первичных документов, на основании которых информация о ТМЦ (количество, стоимость, поклажедатель и т.п.) вносится на забалансовый счет 002. В качестве таких документов используются Акты по форме N МХ-1 и N МХ-3.

Имущество принято на хранение:
Дебет 002;

Начислено вознаграждение за хранение:
Дебет 62 Кредит 90-1;

Начислен НДС с суммы вознаграждения:
Дебет 90-3 Кредит 68;

Списаны затраты хранителя:
Дебет 90-2 Кредит 20 (26, 44);

Получена оплата за хранение от поклажедателя:
Дебет 51 Кредит 62;

Имущество возвращено поклажедателю:
Кредит 002;

Определен финансовый результат от оказания услуг по договору хранения:
Дебет 90-9 Кредит 99.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Получена оплата за хранение от поклажедателя:
Дебет 51 Кредит 62;

В процессе эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы приходят в негодность, они становятся опасны для эксплуатации и подлежат замене. Выданные в пользование взамен изношенных новые запасные части учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и аккумуляторов, нет. В статье даны рекомендации по установлению в учетной политике методик определения нормы эксплуатации данных запасных частей, рассмотрены действия бухгалтера при списании непригодных к дальнейшей эксплуатации шин и аккумуляторов со счетов бухгалтерского учета.

Шины, аккумуляторы имеют определенный срок службы – нормативный. Для определения данного срока с учетом ряда особенностей следует руководствоваться:

– Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

– нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2021 (далее – Временные нормы);

– Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (утв. Минэкономики РФ 04.06.1998 РД 37.009.015-98) (далее – Методическое руководство РД 37.009.015-98);

– Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.05.2021 № 361 (далее – Правила № 361).

Норма эксплуатации автомобильных шин

Согласно нормам ст. 19 Федерального закона № 169-ФЗ запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. В разделе 5 данного перечня приведен перечень повреждений автомобильныхшин, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать. Среди таких повреждений названы:

  • остаточная высота рисунка протектора шин легковых автомобилей менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм [1] ;
  • наличие у шин внешних повреждений (пробои, порезы, разрывы), обнажающих корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • отсутствие болта (гайки) крепления или наличие трещин диска и ободьев колес, наличие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий.

Таким образом, данные повреждения являются основаниями для выведения шин из эксплуатации, установки вместо них новых и, соответственно, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета.

Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин. Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета.

До 1 января 2021 года для расчета нормы эксплуатационного пробега шин применялась формула, приведенная во Временных нормах. С этой даты срок действия Временных норм истек (Распоряжение Минтранса РФ от 05.01.2021 № АК-1-р), в то же время по распоряжению учредителя учреждение вправе использовать их положения. Например, Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2021 № 104 (в ред. от 14.02.2021) (далее – Приказ СД при ВС РФ № 104) определено, что в целях упорядочения эксплуатации служебного автотранспорта и организации автотранспортного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при ВС РФ и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ при эксплуатации автотранспорта следует руководствоваться в том числе и Временными нормами. В случае если в отношении вашего бюджетного учреждения учредителем не принято такого решения, вы вправе в свой учетной политике установить формулу для определения нормы эксплуатационного пробега шин, используемых в учреждении, руководствуясь Временными нормами.

Так, в приложении к учетной политике, основываясь на сведениях, приведенных в табл. 1 – 9Временных норм, можно установитьсреднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы. В случае если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во Временных нормах отсутствуют, учреждение устанавливает эксплуатационную норму пробега самостоятельно.

На балансе учреждения числится автомобиль Toyota, за которым закреплено 2 комплекта шин – летний и зимний (195/70R14) (учитываются на забалансовом счете 09). Бюджетное учреждение, руководствуясь Временными нормами, установило в своей учетной политике следующее.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по следующей формуле:

K1 – поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (величина приведена в приложении к учетной политике);

K2 – поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

При списании шин норма их эксплуатационного пробега не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега (исключения составляют механические повреждения шин, которые невозможно устранить и которые препятствуют их дальнейшей эксплуатации).

К1 = 0,95 (автомобиль эксплуатируется по городу); К2 = 0,95.

Среднестатистический пробег шин с параметрами 195/70R14 автомобиля марки Toyota – 50 000 км.

В процессе эксплуатации летние шины пришли в негодности. По путевым листам было установлено, что их пробег равен 48 200 км.

Норма эксплуатационного пробега шин равна 45 125 км (50 000 км х 0,95 х 0,95). Комплект летней резины проездил установленную для него эксплуатационную норму и подлежит списанию.

В качестве другого способа определения износа шин можно порекомендовать методику, приведенную в приложении 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98. Настоящее руководство определяет методы и порядок расчета стоимости автотранспортного средства с учетом его технического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности; естественного и морального износа, старения; стоимости запасных частей, работ и материалов, необходимых для его восстановления до состояния, отвечающего общим техническим и требованиям безопасности, регламентированным действующим законодательством.

Читайте также:  Можно хранить варенье в пластиковой банке

Данная методика определения износа шин основана на следующем.

Критериями износа (старения) шин являются:

– наличие повреждений и дефектов;

– высота рисунка протектора.

Ресурс шины снижается и, соответственно, увеличивается процент износа:

– если поврежден борт при монтаже – до 10%;

– если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда – до 20%;

– при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора – до 25%.

Примечание: шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.

К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.

За три года эксплуатации шина от старения теряет пропорционально сроку эксплуатации до 10% ресурса.

В интервале от трех до пяти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше пяти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.

Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.

Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (Вн) (приведен в таблице, содержащейся в приложения 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей – 1,6 мм, для грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотошин – 0,8 мм).

Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в четырех взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.

Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:

Данный метод определения срока эксплуатации шин более точный и объективный, хотя и более трудозатратный. Сложность его применения заключается в измерении высоты рисунка протектора в четырех сечениях величины протектора. При использовании данного метода в учетной политике учреждения может быть установлен размер износа, определенного расчетным путем, при котором шины подлежат списанию. Например, такая величина может быть равна 90 или 100 %.

Уточнив условия примера 1, рассчитаем износ летней резины автомобиля Toyota по второй методике.

Срок эксплуатации шины 195/70R14 автомобиля Toyota составляет 2 года. Имеется повреждение борта при монтаже. Измерение высоты рисунка протектора в четырех сечениях показало, что фактическая высота протектора равна 4,3 мм (4,5 + 4,4 + 4,0 + 4,3) / 4,0).

Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%. Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7% (пропорционально сроку эксплуатации от 10%).

Износ шин по высоте рисунка протектора равен 61% ((8,6 — 4,3) / (8,6 — 1,6) х 100%).

Суммарный износ равен 78% (10 + 7 + 61).

Таким образом, по второму варианту расчета возможность списания данных шин возникнет только в том случае, если в учетной политике будет определено, что шины, по которым размер износа составляет 75% и выше, подлежат списанию. В случае если учетной политикой учреждения установлено, например, что «списанию подлежат шины, расчетная величина износа которых составляет 90% и более», шины с расчетной величиной износа 78% остаются в эксплуатации (исключение – механическое повреждение, приведшее в невозможности дальнейшей эксплуатации шин).

Нормативный срок службы автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторная батарея имеет определенный срок службы. Универсального нормативного акта, устанавливающего срок службы аккумуляторных батарей, находящихся в используемых учреждениями автомобилях, нет. Приказ СД при ВС РФ № 104, о котором мы упоминали ранее, отсылает управления судебного департамента при установлении нормативного срока эксплуатации аккумулятора к Нормам сроков службы стартерных аккумуляторных батарей автотранспортных средств в соответствии с руководящим документом Минтранса РФ «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков» (РД-3112199-1089-02) (далее – Нормы срока службы аккумуляторов).Данные нормы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Если вашим учредителем не дано четких рекомендаций в отношении документа, которым следует руководствоваться при определении эксплуатационного срока аккумуляторной батареи (в том числе не установлен внутренним документом срок работы аккумуляторной батареи [2] ), то в своей учетной политике вы можете прописать эти нормы (либо сослаться на определяющий их документ, который вы будете применять в работе).

Например, в учетной политике может быть прописано: «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по нормам, разработанным Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) (РД-3112199-1089-02) (далее – Нормы РД-3112199-1089-02), либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по методике, приведенной в приложении 16 к Методическому руководству РД 37.009.015-98, либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется Правилами № 361.

Предположим, на автомобилях, числящихся на балансе вашего учреждения, установлены стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Учреждением было принято решение определять нормативный срок эксплуатации в соответствии с Нормами РД-3112199-1089-02, и это было отражено в учетной политике. Используя данные, отраженные в таблице 1 Норм РД-3112199-1089-02, следует определить типовой срок службы аккумулятора, исходя из которого устанавливается срок годности эксплуатируемого аккумулятора. Для легкового автомобиля, используемого в служебных целях, с годовым пробегом 112 000 км установлена норма в 2,5 года (сведения приведены в таблице 1). Допустим, что годовой пробег используемых вами автотранспортных средств менее установленного размера (пусть будет 90 000 км), но соответствовует величине среднего годового пробега, при превышении которой рекомендуется корректирование типовых норм пробега. Данная величина приведена в таблице 2 и для легковых автомобилей, используемых в служебных целях, составляет 45 000 км. Поскольку фактический годовой пробег автомобиля превышает 45 000 км, норма эксплуатации аккумулятора может быть скорректирована. В результате корректировки срок эксплуатации аккумуляторной батареи может быть увеличен до четырех лет. В учетной политике может быть сразу установлена скорректированная норма либо могут быть прописаны условия, при которых норма корректируется, и указаны ответственные за это лица.

Для подтверждения факта выработки аккумуляторной батареей установленного нормативного срока службы должностным лицам, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств, целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания аккумуляторной батареи от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку аккумуляторной батареи учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства, то есть в километрах пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации аккумуляторных батарей на разных автотранспортных средствах учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки аккумуляторной батареи после выполнения этих работ.

Учет наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей может осуществляться по форме, приведенной в приложении 2 к Нормам РД-3112199-1089-02, либо разработанной и утвержденной в учетной политике удобной для учреждения форме учета использования аккумуляторной батареи.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1 к Нормам РД-3112199-1089-02.

Приложение 16 к Методическому руководствуРД 37.009.015-98 предлагает методику определения процента износа аккумуляторной батареи. Методика заключается в следующем.

Износ аккумуляторной батареи (Иакб) определяется как отношение фактического времени эксплуатации предъявленной батареи (Дф) к среднестатистическому сроку службы (Дст) до ее замены (списания), то есть по следующей формуле:

– если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда – до 20%;

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Не знаете сколько времени и как правильно хранить дома? Поможем