Вино из винограда в нержавеющих бочках

Как получить хорошее вино из бочки для вина

Этапы французской технологии по изготовлению вина отмечают важность деревянной бочки из дуба. Только качественная бочка поможет получить необходимый вкус напитка. Впервые бочки для вина начали применять еще в Древнем Риме. С тех пор они считаются лучшими для производства алкоголя.

Как правильно выбрать бочку для вина

Дуб – лучшая древесина для винных бочек, однако не все виноделы используют его. Такой материал считается чрезвычайно дорогим, например бочка из французского дуба стоит до 800 евро. Высокая стоимость не позволяет применять дуб повсеместно, ведь даже для самого малого производства вина потребуется немаленькая сумма.

К тому же особенности дубовых бочек для винодельни заключаются в способности древесины выделять танины (ароматические вещества), которым насыщается вино. Уже через три года после использования бочки, ее придется менять, поскольку данные вещества уже не оказывают сильного влияния на вино.

Также нужно помнить – не все винные сорта должны настаиваться в бочках из дуба. Белые вина обычно выдерживают в емкостях из стали, бетона, благодаря чему они длительный период могут сохранять свой первоначальный свежий аромат.

Почему из дуба

Французский дуб считается лучшим для изготовления емкости, в которой проходит выдержка вина. Только этот вид древесины отличается высокой плотностью, не позволяющей напитку протекать, а главное насыщен множеством экстрактивных веществ.

Сырье из Тронейских лесов отличается мелкозернистной структурой с мягкими танинами, в Лимузенских лесах она среднезернистая, чрезвычайно прочная. Для изготовления лучших бочек, древесину закупают на аукционе. Более доступным вариантом являются бочки для вина из нержавейки.

Подготовка дубовой бочки к использованию

Изготовление деревянных бочек является чрезвычайно сложным и длительным процессом. На ее качество влияет множество факторов, в том числе опыт бочаров. Во Франции бочарное искусство имеет множество традиций, отличительные особенности. Технологии производства могут передаваться из поколения в поколение. Хорошая мастерская никогда не остается без заказчиков.

На аромат вина и качество бочки влияют:

  • метод рубки дерева;
  • процесс сушки клепок;
  • способ сгибания досок.

На производстве используют только нижнюю часть стволов дерева, которое достигло возраста 100 лет. Его много раз раскалывают надвое, пока не будет получено необходимое количество клепок (основа любой бочки). Клепки должны длительный период высыхать на свежем воздухе (до 5 лет). Это позволяет устранить из материала излишки танина, сделав его более крепким, плотным – идеальным для выдержки вина.

После этого концы клепок плотно крепят друг к другу, исключая возможность образования щелей. Дальше заготовки скрепляют металлическими обручами – применяют 2 или 4 обруча на бочку.

Затем нужно скрепить оставшиеся концы таким же обручем. Для загибания клепок применяют пар, огонь. Перед установкой днища, заготовку нужно обжечь. Дубовые бочки из-под вина отличаются по степени обжига. Категории бывают легкие и сильные.

Вы соблюдаете сроки годности и хранения продуктов/медикаментов?
Да, всегда.
42.52%
Нет, не соблюдаю, ничего страшного не будет.
21.15%
Стараюсь соблюдать и смотрю по внешнему виду у продуктов.
36.33%
Проголосовало: 2279

В конце необходимо вставить точно подобранное по размерам дно, в некоторых случаях их может быть 2, что повышает надежность конструкции. Последним штрихом в изготовлении является создание отверстия для слива напитка. Теперь емкость готова к использованию, ее можно транспортировать к виноделам, чтобы хранить вино в дубовой бочке.

Дубовая бочка для коньяка, как подготовить емкость

Отнюдь не только домашнее вино, но и другие спиртные напитки, такие как виски или коньяк можно настаивать в емкости на древесины дуба.

Метод подготовки бочки для коньяка ничем не отличается от ее подготовки для выдержки вина. Здесь важно учитывать – древесина, так же как и само вино, быстро впитывают посторонние запахи. Поэтому все процедуры важно проводить в хорошо проветриваемом помещении, где отсутствуют сторонние запахи.

Хранение емкости из дуба

Вино и бочка для сохранения всех своих качеств должны храниться при соблюдении определенных правил. Когда напиток полностью слит, бочку тщательно промывают водой.

Процедуру проводят не менее 4 раз. Затем необходима обработка содовым раствором, после чего бочку высушивают, оборачивают тканью и убирают в темное хорошо проветриваемое место.

В виноделии с вином работают только опытные мастера, которые перед повторным использованием бочки обязательно окуривают ее серой – это необходимая мера для борьбы с болезнетворными микробами, грибками. Важно учитывать – при повторном использовании емкости, срок выдержки вина увеличивается, поскольку древесина со временем теряет свои свойства.

Можно ли сделать дубовую бочку своими руками

Сделать бочку своими руками можно только после изучения технологического процесса. Для изготовления качественного алкоголя требуется емкость, которую сделали квалифицированные специалисты. К тому же нельзя забывать, что некоторые виды вина требуют бочонка из нержавеющей стали.

Технология изготовления дубовых емкостей является целой наукой, поэтому без необходимых знаний получить качественный продукт самостоятельно не получится. Для начала нужно изучить множество литературы как подготовить деревянную емкость.

Для выдержки вина требуется специальная емкость. Обычно для этого используют дубовые бочонки, однако они отличаются высокой стоимостью. Поэтому некоторые виноделы используют емкости из других, более доступных материалов.

Сырье из Тронейских лесов отличается мелкозернистной структурой с мягкими танинами, в Лимузенских лесах она среднезернистая, чрезвычайно прочная. Для изготовления лучших бочек, древесину закупают на аукционе. Более доступным вариантом являются бочки для вина из нержавейки.

В какой посуде можно делать виноградное вино — выбираем оптимальный вариант

Домашнее вино не сравнить с магазинным продуктом: оно более ароматное, и каждый может сделать напиток на свой вкус. Если вы тоже решили заняться виноделием, стоит сначала узнать, в какой посуде можно делать виноградное вино. Процесс этот длительный, зреет оно достаточно долго и за это время может натянуть посторонних запахов. Есть риск того, что неправильно подобранная емкость испортит не только запах, но и вкус вина. А еще было бы идеально видеть, что творится внутри посудины с суслом и при этом не тревожить его.

В какой посуде можно делать виноградное вино

Наши предки пользовались глиняной посудой не только в ежедневном рационе, но и для брожения и хранения вина. К сожалению, сегодня найти такую тару крайне сложно, да и это ни к чему. Современная промышленность дает нам широкий выбор посуды, в том числе, и для сферы виноделия. Однако в этом конкретном случае она должна быть максимально инертной, то есть, не контактировать с тем, что будет находиться внутри. Другими словами, посуда для вина должна быть плотной и прочной, чтобы в напиток не попали вредоносные бактерии, и не «делиться» своим запахом и прочими ненужными свойствами.

Для вина считается подходящей посуда, сделанная из такого материала:

  • дерево (дуб);
  • керамика;
  • стекло;
  • пищевой пластик;
  • а также эмалированная тара.

От металлических бочонков следует отказаться. Нельзя сбраживать и хранить вино в алюминиевой, медной и железной таре. Допускается использование нержавеющей стали, хотя такие емкости непрактичны ввиду дороговизны.

С керамикой все ясно: она редко у кого есть и сейчас практически не производится, по крайней мере, с таким большим «литражом», как нужно для вина. А если у кого и найдется дедушкино приданое, не факт, что им можно пользоваться. Плохо очищенная глиняная емкость сохранить запах предыдущего напитка и передаст его, а также может содержать грибок.

А вот об оставшихся вариантах давайте поговорим подробнее. Какой из них будет самым оптимальным?

Деревянная посуда

Делают ее исключительно из дуба и чаще всего это уже готовые бочонки различной емкости с краником и подставкой. Деревянный материал надежно защищает вино от света, поддерживает постоянную температуру. Кроме того, он дышит, что важно для бродильного процесса. Сам же дуб обладает способностью обогащать напиток танинами, придавая ему особый привкус, какого не будет ни в одной другой таре.

Хотя бочковое вино вызревает быстрее, есть в такой посуде некоторые недостатки. Во – первых, за ней сложно ухаживать, а еще абсолютно не видно, как идет процесс. Во – вторых, перед первым разом использования такая посуда нуждается в специальной обработке. А если плохо вымыть ее при повторном применении, есть риск, что там останутся микробы, которые могут испортить напиток.

Стеклянные бутыли для вина

Чаще всего используется для хранения уже готового вина, разлитого по бутылкам. Но в стеклянных бутылях емкостью 10 или 20 л можно делать сусло и сбраживать напиток. Это очень удобно, ведь они прозрачные и хорошо видно промежуточный результат. К тому же их можно плотно закрыть специальными затворами.

Есть и минусы: прежде всего, хрупкость тары. Еще она не пропускает воздух, поэтому при созревании сливать нужно будет чаще, чем вино в деревянной бочке.

Пластиковые емкости

Очень удобный вариант: можно выбрать бочонок подходящего объема, его легко мыть. Конечно, для хранения стоит отдать предпочтение стеклу, но вот для приготовления вина вполне подходящий вариант.

Единственный недостаток пластика – невозможность наблюдать за процессом. Хотя, если поискать, можно найти и прозрачную посуду.

Эмалированная тара

Это могут быть ведра или кастрюли. Используется на промежуточных этапах, но с одним условием: эмалевое покрытие должно быть целостным. При малейшей трещинке делать виной в ней нельзя.

Итак, подводя итоги, можно отметить, что приготовление домашнего вина удобнее всего проводить в стеклянных или пластиковых емкостях. Хотя остальные перечисленные варианты также имеют право быть.

Как вымыть стеклянные бутыли для вина – видео

Делают ее исключительно из дуба и чаще всего это уже готовые бочонки различной емкости с краником и подставкой. Деревянный материал надежно защищает вино от света, поддерживает постоянную температуру. Кроме того, он дышит, что важно для бродильного процесса. Сам же дуб обладает способностью обогащать напиток танинами, придавая ему особый привкус, какого не будет ни в одной другой таре.

Тара-Пластик при виноделии. КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА-ВИНОДЕЛА.

Тара-пластик при виноделии. О ВРЕДНОЙ ПЛАСТМАССЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО! НЕТ, НЕТ, НЕ ПУСКАЙТЕ ЕЕ НА ПОРОГ!

Самое популярное и важное оборудование при виноделии — это емкости для брожения и далее для хранения вина. Если можно обойтись без другого оборудования, то никак нельзя изготовить хорошее вино и обойтись без правильной подходящей тары при его хранении .

Лучшие вина бродят в стеклянных и нержавеющих емкостях, чистых и стерилизованных. Затем вина выдерживаются в дубовых бочках. Но такие бочки нужно вымачивать, пропаривать, окуривать, а новые бочки — обязательно обрабатывать и выщелачивать. Все это требует времени и имеет смысл, если вы планируете делать сотни литров вина в год. Большие стеклянные бутыли, баки или баллоны из нержавеющей стали — хороший выбор для начинающего винодела. Этим материалы просты в уходе, долговечны и не испортят вкус готовящегося в них вина. А вот пластик, в том числе т.н. пищевой, опытные виноделы рекомендуют НЕ использовать.

Ниже размещена статья крымского винодела Сергея Недохлебова о вреде тары-пластик при виноделии как материала для брожения и при хранения вина, недопустимости его использования. И это аргументированная точка зрения автора.

У молодого винодела, как правило, нет не только опыта, но и оборудования. В том числе тары. Ознакомившись с ценами на нержавейку, дуб, стекло, винодел хватается за голову, но тут услужливый рынок подталкивает к нему удобные, дешевые и доступные пластмассовые изделия. Любой формы, размера, цвета, и зачастую снабженные маркировкой «Для пищевых продуктов». «Можно?» — спрашивает доверчивый неофит, и получает ответ: «Конечно, глупышка, все берут и никто еще не жаловался!» И вот — проблема решена. Но одновременно с этим начинаются другие проблемы, которые сказываются не сразу, но очень серьезно.

Читайте также:  Грибы стерилизованные в банке можно есть

Скажу честно: когда я готовил этот материал, то очень надеялся, что смогу таки замолвить словечко за пластиковую тару. Она действительно очень удобна и очень-очень дешева. И у меня ее довольно много: два десятка больших ведер, десяток поменьше, дюжина бадей разного размера, несколько бочек, ковши, лейки, крышки, баклажки, бутылки… Конечно, есть стекло на четыре тонны и нержавеющие, эмалированные и деревянные бадьи и кадки общим об^емом на полтонны для брожения. Но на стадии сбора, хранения винограда, подбраживания, перелива, транспортировки — пластик. И при нехватке безопасной тары, например, для петио, даже для брожения — пластик. Конечно, я и раньше знал, что пластмасса и алкоголь не очень совместимы и применял меры предосторожности. Приобретенную пластиковую тару около года применял только для технической воды, не держал в жаре и на солнце, сокращал сроки пребывания в ней виноматериалов. Но исследование этого вопроса заставило меня пересмотреть свой взгляд на допустимость контакта пластмасс и алкоголя. Итак, вывод-

НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПЛАСТМАСС, В КОТОРЫХ МОЖНО ДЕРЖАТЬ АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ!

Конечно, сами полимеры нейтральны и безвредны. Но в толще пластмассы находится большое количество не полимеризовавшихся молекул. Все они ядовиты для человека. Вначале выделяются те из них, которые находятся на поверхности. В дальнейшем те, которые освобождаются при механическом повреждении молекул полимеров или их разрушении под воздействием воздуха, света и температуры.
Молекулы полимеров не растворимы ни в воде, ни в спирте. Но ВСЕ пластификаторы и стабилизаторы пластмасс растворимы в спирте. Интенсивность их растворения прямо пропорциональна крепости алкоголя. Но даже в слабоалкогольных средах, например, пиве, уже через неделю хранения в считающихся наименее опасными ПЭТ бутылках, при пониженной температуре хранения, обнаруживаются фталаты. Это подтвердило недавнее исследование Института биохимической физики РАН. Доктор химических наук, руководитель лаборатории

аналитических методов исследования пищевых продуктов Института питания РАМН Константин Эллер категоричен: «Все алкогольсодержащие напитки работают как органические растворители». Конечно, ответственные производители работают над безопасностью тары и даже время от времени об^являют, что новый вид пластика безвреден. Но это до первой независимой проверки.

В интернете вопрос безопасности пластиковой тары обсуждается довольно часто. Встречаются рекомендации, например, использовать только тару под цифрами кода переработки 1 и 2 (это цифра внутри треугольника из изогнутых стрелок). Но касается это только различных видов полиэтилентерэфталата (PET, PETE, PEHD, HDPE).Чуть более опасными считают изделия под кодом 4 (LDPE, PEBD). Но все они при контакте с алкоголем выделяют формальдегид, фталаты, а при световом разрушении еще и метанол. Из этих видов пластика делаются бутылки, фляжки для воды, канистры для пищевых жидкостей. При комнатной температуре, вне воздействия света и алкоголя они безвредны.

Более крупные изделия (бочки, канистры, бадьи)делаются из других пластмасс: 3(PVC) поливинилхлорид — выделяет винилхлорид, бисфенол А. 5(PP) полипропилен — выделяет формальдегид, особенно интенсивно при контакте с алкоголем. 6(PS) полистирол — выделяет стирол, формальдегид. 7(остальные виды пластмасс, их смеси) выделяют различные «букеты» в зависимости от состава. (PC) поликарбонат, из которого делают «оффисные» бутыли для воды, выделяет бисфенол А очень активно при контакте с алкоголем. Новая американская разработка для таких бутылей Tritan, об^явленная безопасной, выделяет диэтилгексифтолат.

Последствия накопления всех этих веществ в организме печальны. Онкология, ожирение, расстройства центральной и периферической нервной системы, заболевания выводящих органов, аллергии, эндокринные нарушения, бесплодие и пр. Вредное воздействие этих веществ на человеческий организм доказано многочисленными исследованиями и испытаниями. Конечно, человек заболевает не вдруг и не сразу, разные организмы имеют разную степень сопротивления, устойчивости. Но при таком широком спектре воздействия непременно отыщется слабое место у любого. Нужно еще учитывать очень большую распространенность пластмасс в окружающей нас среде. Помимо посуды это предметы быта, игрушки , одежда, строительные материалы
и пр. То есть фон поступления этих веществ в наш организм очень высок. Поэтому не стоит увеличивать этот приток с собственными напитками.

Конечно, трудно сразу приобрести оборудование для виноделия и винокурения из безопасных материалов: нержавейки, дерева, стекла, эмалировки, керамики. Но нужно планомерно и ежегодно пополнять его состав, выводя из употребления пластмассу. Ради своего здоровья и здоровья своих друзей и близких.

Что делаем— К сожалению, отечественная промышленность практически специально ничего не производит для домашнего виноделия. Зарубежные аналоги стоят недешево. Даже бутыли стекло и те теперь импортные. Как ваиант- Собираем у деревенских бабушек старые стеклянные бутыли из- под самогона. Именно так мы и делали. Насобирали полторы сотни 20-литровых и больше сотни 10-литровых. Запасливый народ эти бабушки!

И если нет возможности избежать использования тары —пластик при виноделии, ТО несколько правил — ограничений такого использования . Их нужно усвоить.

-Не держать тару-пластик при виноделии на свету и при температуре выше 28*С.

-Не мыть пластик щелочными средствами и не использовать при мытье и работе предметы, могущие повредить пластмассу.

-После хранения наполнить ее водой на сутки, потом воду вылить и сполоснуть.

-В случае производства в таре-пластик при виноделии -для брожения или хранения алкоголя нужно делать это в полутемном помещении, при наименьшей возможной температуре, на наименьший возможный срок.

Прошу прощения, если этой своей публикацией кого нибудь расстроил.

Но ведь предупрежден — значит вооружен!

-Не мыть пластик щелочными средствами и не использовать при мытье и работе предметы, могущие повредить пластмассу.

Виды емкостей для брожения вина + как выбрать

На качество и вкус домашнего алкоголя влияют не только особенности сырья, но и характеристики бродильной емкости. Чтобы не испортить прекрасный виноград и другие плоды, следует внимательно отнестись к выбору тары.

Емкость должна быть удобной, объемной и, главное, безопасной. На протяжении веков под винодельческие нужды отводили сосуды из разных материалов: от знаменитых дубовых бочек и керамических амфор до каменных (бетонных) ванн и мешков из кожи. Размеры сосудов также варьировались: от скромных бутылей на пару литров до гигантских вместилищ на несколько сотен, а то и тысяч килограмм.

Выбираем материал емкости

Металл

Абсолютно недопустимо использовать для брожения и хранения вина алюминиевую и эмалированную тару. Эти материалы окисляются и придают напиткам неприятный вкус, запах и цвет, не говоря уж про вред для здоровья.

Пищевая нержавейка в принципе может рассматриваться в качестве бродильной емкости, но только в крайнем случае. Мало того, что стоит она недешево, обладает немалым весом и непрозрачна, так еще и при длительном хранении способна придать вину металлический привкус. Поэтому лучше поискать более достойный вариант, если конечно, вы не планируете использовать бронзу, как древние китайцы.

Глина

На первый взгляд идеальный материал: натуральный и опробованный виноделами. Но и здесь есть нюансы.

Глиняные емкости легко бьются.

Сложно подобрать гидрозатвор.

Даже самая крепкая и качественная глина (глазурованная и обожженная) склонна впитывать запахи, поэтому повторное использование такого сосуда может испортить вкус напитка.

На поверхности материала легко скапливаются и размножаются бактерии, что не здорово. Поэтому как экспериментальный одноразовый сосуд глиняный кувшин рассматривать можно, а в качестве постоянной тары для брожения не стоит.

Пластик

Совсем недавно на предложение использовать пластиковые емкости для изготовления алкоголя виноделы реагировали крайне негативно. Однако с повсеместным распространением и совершенствованием материала отношение к нему изменилось. Сегодня пластиковая тара весьма популярна и успешно используется для брожения вина.

Главное – помнить, что дешевые ПЭТ бутылки применять для этих целей нужно с осторожностью. Они удобные, доступные и легкие, но с течением времени могут потерять положительные свойства и начать выделять в напиток вредные вещества. Такую тару после однократного использования следует сразу выбрасывать и заменять новой.

Лучшими качествами обладает специальный крепкий пищевой пластик, который в широком ассортименте представлен в продаже, хотя назвать его экологически чистым язык не поворачивается. «Минусом» материала является непрозрачность, что мешает наблюдать за процессом. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что встречаются и просматриваемые варианты. Тем не менее Взболтай склоняется к натуральной таре, поэтому следующие два материала – вне конкуренции.

Дерево

Нет нужды расписывать преимущества дубовых бочек и бочонков: не зря они на протяжении многих веков используются для хранения вин и других напитков. Особенно хорош материал для длительного тихого брожения. В нем напиток и дышит, и обогащается танинами, и приобретает благородный вкус, и отлично хранится, да и выглядят такие емкости красиво и элегантно.

Если бы не одно «но»: для винодельческих нужд подходит далеко не любая древесина, и даже не любой дуб – в пределах России найти подходящий материал можно только в Крыму и на Кавказе. И стоить дубовая тара будет соответствующе, не говоря уж о необходимости особого ухода за ней.

Поэтому как ни крути, а лучшим материалом для домашнего виноделия является последний.

Стекло

Доступное, долговечное, простое в эксплуатации, прозрачное, нейтральное – одни «плюсы». Да и затвор подобрать к нему проще простого.

В качестве «минуса», пожалуй, стоит назвать хрупкость, но если запастись качественным толстым стеклом, то по прочности оно не уступит пластику. Более существенными недостатками, если сравнивать с деревянной тарой, являются: способность пропускать свет, подверженность температурным колебаниям и отсутствие вентиляции.

Но все проблемы решаемы: выбирать следует бутыль из темного стекла, хранить ее в укромном месте с относительно постоянной температурой, а вино периодически переливать для обогащения кислородом. По желанию можно укутать тару войлоком или соломой для ограничения доступа света.

Определяемся с объемом емкости

Емкости для брожения попадаются разного объема: 5, 10, 20, 30 и более литров. Ориентироваться следует на ваши возможности и количество сырья.

Для начинающих виноделов, ограниченных в пространстве, сгодятся бутыли на 5–10 литров.

Тем, у кого планы помасштабнее, можно выбирать 10–20-литровые емкости.

Больший объем может оказаться проблемным в плане транспортировки, но если это не пугает, в ход пойдут и 30-литровки.

Подбирая тару, следует учесть:

Емкость для бурного брожения должна быть заполнена не более чем на 3 четверти, а лучше на 2 трети, поэтому необходим запас объема. Широкая горловина для этой стадии удобнее, поскольку облегчает снимание пены и перемешивание.

Читайте также:  Как засушить ягоды для декора

На «тихом» этапе сосуд заливается почти до горловины, поэтому лишнее пространство ни к чему. Учитывайте, что в процессе первичного брожения сусла и удаления осадка, количество конечного продукта сократится как минимум на пару литров.

Идеальное соотношение емкостей для двух стадий может выглядеть так: 20-литровки для первой и 10–12-литровки для второй.

Отсеиваем лишнее и оставляем нужное

Количество разнообразных «примочек» и «наворотов» к сосуду может быть разным. Некоторые из них действительно полезны, другие выполняют функцию привлечения внимания и не более.

Ручки для удобной переноски – однозначно «плюс», если дело касается крупной тары. Те, кому приходилось двигать 20–30-литровки, согласятся. С помощью специальных держателей проще аккуратно переместить емкость, не потревожив сусло. Для объемных металлических емкостей пригодятся также колесики.

Гидрозатвор. Можно купить отдельно, но если он уже подобран и идет в комплекте с сосудом – почему бы и нет? То же самое касается специальной крышки или пробки. Очень удобно: не придется ничего подгонять, подклеивать и спиливать. Только убедитесь, что аксессуар легко снимается и моется.

Шкала объема – полезная вещь, особенно если речь идет о пластиковой емкости. С ее помощью можно отслеживать изменения количества сусла и наблюдать за процессом через специальное окошко.

Встроенный термометр – удобно, но необязательно. Лишним точно не будет, но вполне можно заменить дешевым прибором, который клеится на сосуд.

Краник в нижней части. Очень полезный элемент, особенно для пластиковых емкостей, в частности если совместим с другими аксессуарами (шлангом, разливочным пистолетом и т. д.). Можно осторожно сцедить немного вина для пробы, не тревожа основную массу. Важно, чтобы краник находился чуть повыше дна, чтобы сливаемый напиток не смешивался с осадком.

Датчик движения пузырьков, встроенный электронагреватель, подставки и прочие «фишки», конечно, полезны, но значительно утяжеляют стоимость и не являются крайне необходимыми.

Покупая сосуд для брожения, не забудьте убедиться, что он не поврежден и предназначен для пищевых продуктов.

Нашли ошибку или есть что добавить?

Больший объем может оказаться проблемным в плане транспортировки, но если это не пугает, в ход пойдут и 30-литровки.

Созревание вин — Опасность хранения вина в бочке

Содержание материала

Разумеется, что, если вино слито в бочку до получения полной биологической стабильности (присутствие сбраживаемого сахара или яблочной кислоты), можно всегда опасаться развития анаэробных молочнокислых бактерий с образованием летучей кислотности и молочной кислоты (увеличение содержания нелетучих кислот). Однако при современном уровне знаний и технических средств этого обстоятельства можно избежать.
Но при хранении вина в бочке увеличение общей и летучей кислотности, а также содержания этилацетата могут вызвать две причины: развитие уксуснокислых бактерий возле шпунтового отверстия; просачивание вина через нарушенную клепку.
Такие превращения часто наблюдают в винах, хранящихся в положении шпунтом вверх. Они обусловлены развитием на поверхности вина или на внутренних стенках бочки и шпунта уксуснокислых бактерий, несмотря на, казалось бы, нормальные условия хранения. Эти неблагоприятные превращения протекают медленно, на протяжении недель и месяцев, и поэтому их трудно заметить. Например, в бочках в течение года содержание летучих кислот повышалось всего до 0,05 г/л, когда они были закрыты деревянными шпунтами, обмотанными полотном, но оно возрастало до 0,2 г/л и более, когда применяли стеклянные притертые шпунты. Содержание этилацетата повышалось постепенно от 15—25 до 100 мг/л. Это увеличение было более значительным во втором случае, чем в первом. Проводившаяся в качестве меры предосторожности частая чистка стеклянных шпунтов и промывка шпунтового отверстия бочки раствором сернистой кислоты оказались недостаточными. Еще лучше по мере завершения брожения возможно быстрее ставить бочки в положение шпунтом набок. Например, вина, хранившиеся таким образом в течение первого лета после сбора урожая, имели содержание летучих кислот около 0,5 г/л и этилацетата — около 100 мг/л. Эти же вина, хранившиеся целый год в бочке со стеклянным шпунтом, содержали 0,6— 0,7 г/л летучих кислот и 130— 160 мг/л этилацетата. Следовательно, можно рекомендовать ставить бочки шпунтом набок с весны, следующей за урожаем, чтобы избежать проникновения воздуха через шпунтовое отверстие.
Предлагались также различные типы барботеров, аналогичные тем, которые применяют к бродильным емкостям, и предназначенные для предотвращения проникновения воздуха и в то же время не препятствующие возможному выделению газа или расширению жидкости. Их использование в подвале иногда в количестве нескольких сотен создает определенные трудности. Такие барботеры лучше приспособлены для выдержки вина в чанах или в бочках.
Также предлагали периодическую обработку ультрафиолетовыми лучами поверхности вина, частей бочки вокруг шпунта и самого шпунта, которые увлажняются вином и находятся в контакте с воздухом. Таким путем добиваются стерилизации поверхностей и полной защиты вина в резервуарах или в бочках, даже не совсем заполненных. Этот способ не разрешен законом. Однако применяемый таким образом к поверхностям, а не к массе вина, он не должен бы вызывать возражений. Но в этом случае его трудно применить к большому числу бочек. С другой стороны, этот способ не вызывает трудностей и очень эффективен в виноделии для защиты плавающей шапки при открытом брожении.
Может также случиться, что причиной появления в вине во время хранения уксусной кислоты и этилацетата является древесина бочек. Некоторые из них подолгу хранятся пустыми и, несмотря на окуривание сернистым газом, могут быть заражены бактериями. В одном из опытов две загрязненные бочки по 225 л наполнили водой с добавлением винной и сернистой кислот после предварительной промывки, Через 2 мес анализ жидкости показывал содержание летучих кислот 0,3 и 0,4 г/л и содержание этилацетата 25 и 140 мг/л. Следовательно, в древесине содержались значительные количества уксусной кислоты (примерно 100 г на бочку), которая затем диффундировала в жидкость, а также заметные количества этилацетата. При хранении вина нужно особое внимание обращать на санитарное состояние бочек.
Другой опыт заключался в том, что сравнивали поведение трех деревянных бочек по 225 л в хорошем санитарном состоянии, в которых незадолго до этого хранилось вино, и трех таких же бочек, хранившихся в течение года пустыми с обычным окуриванием. Эти бочки наполняли раствором винной кислоты при рН 3 с добавлением 50 мг/л сернистой кислоты. Сравнительные анализы проводили по истечении 3 мес на этом же растворе, сохранявшемся в бутылке. Было установлено легкое возрастание обшей кислотности— от 0,7 до 1,6 г/л. Это повышение кислотности, очень неблагоприятно отражающееся на качестве вин, видимо, является результатом присутствия на внутренней поверхности стенок бочки винного камня или кислого тартрата калия, который растворяется в жидкости.
Это большое неудобство в применении бочек, бывших в употреблении; его можно до некоторой степени избежать, если новое вино хранить в течение первой зимы в чане, не переливая в бочку, так как именно в это время осаждается основная масса битартрата. Наконец, был проведен количественный анализ сульфатов: их количество, диффундировавшее в жидкости в трех бочках, которые были до этого под вином, составило от 170 до 240 мг/л (в сульфате калия), а в трех бочках, не использовавшихся в течение года, — от 650 до 780 мг/л. Этот факт объясняется неоднократным окуриванием (примерно каждые 4 мес), вызывающим образование серной кислоты при окислении сернистого ангидрида, что способствует повышению кислотности, ослаблению окраски и снижению экстрактивности.
Другая опасность для вина при хранении его в деревянных бочках заключается в появлении неприятных запахов и привкусов после нескольких лет их использования. В действительности старое дерево всегда бывает источником заражения. Внутренняя поверхность стенок бочки трудно поддается чистке, особенно в углах и стыках клепки. Вино, пропитывающее бочку, может стать очагом инфекции и не только для развития уксуснокислых бактерий, ведущих к образованию летучей кислотности и этилацетата, но и для развития различных типов плесневых грибов, способных придать вину плохие привкусы.
Эти плохие привкусы встречаются часто в одном и том же хозяйстве. Они могут повторяться из года в год, незаметно усиливаясь. Наблюдается своего рода привыкание виноделов, ответственных за подвал, доходящее до такой степени, что им начинает даже нравиться такой привкус. Характеристика вин, общая для данного хозяйства, которую иногда объясняют особенностями местности, в действительности есть не что иное, как привкус, сообщаемый вину из года в год плохо содержащимися винными емкостями. Такую же порчу вина можно наблюдать у вин, хранящихся в бутах или в бродильных чанах. Здесь легче выправить дело, поскольку чистка и уход за ними значительно проще. Посторонние привкусы у вина могут также быть результатом использования смолистого дерева для ремонта чана или бочки.
Плохая тара может вызвать бочечный привкус, вкус плохого дерева (в противоположность тонкому и ванильному привкусу, которые отлично сочетаются с букетом тонких красных вин). Этот привкус плохого дерева в действительности порождается древесиной, пораженной плесенями. Известно несколько типов плесеней: с привкусом шампиньона; с привкусом пробки; сообщающая прогорклый вкус; с запахом травы, очень неприятным и не поддающимся никакой обработке. Неприятные привкусы, придаваемые вину испорченным деревом при хранении в бочке, могут лишь усилиться в бутылке.
Разумеется, что во избежание этого серьезного недостатка хранения вин в деревянных емкостях нужно обеспечивать тщательный уход за ними и всегда стремиться держать их полными, так как бочки больше портятся, когда они пустые. Но какие бы меры предосторожности ни принимались, использование одной и той же бочки не может превышать 5 или 6 лет без риска внесения в вино неприятных привкусов, которые сводят на нет преимущества выдержки вина в бочке и улучшения его качества.
То обстоятельство, что хранение вин в плохой бочкотаре ведет к появлению неприятных привкусов, делает необходимым ее довольно частое обновление. Значительные издержки, с которыми связана такая замена тары, представляют собой основную причину отказа от этого способа хранения виноматериалов. Но в любом случае лучше отказаться от выдержки в бочках вообще, чем использовать слишком изношенные или плохо содержащиеся деревянные бочки.

Практика применения

В заключение этого раздела, посвященного хранению вина в деревянных бочках, авторы сочли необходимым привести в качестве примера наблюдения за вином, произведенным в районе Бордо из винограда сорта Мерло урожая 1966 г. (Риберо-Гайон, 1971).
После полного завершения спиртового и яблочно-молочного брожения, т. е. в ноябре месяце того же 1966 г., это вино было помещено в разные бочки:
в новую дубовую бочку бордоского типа вместимостью 225 л;
в старую дубовую бочку бордоского типа вместимостью 225 л;
в бочку из нержавеющей стали вместимостью 125 л.
По сравнению с дубовыми металлическая бочка, во-первых, не выделяет в вино никаких веществ, и, во-вторых, в ней сводятся к минимуму поступление кислорода и испарение вина. В то же время нельзя приравнивать поведение вина в этой бочке к его поведению в металлическом или железобетонном резервуаре большой вместимости, потому что явления самопроизвольного осветления, отстаивания протекают в небольшой емкости быстрее, чем в большой.
Результаты анализов подтверждают вышеизложенные замечания. В деревянной бочке наблюдается повышение содержания летучих кислот и этилацетата, а также общей кислотности. Но последняя зависит только от повышения летучей кислотности в новой бочке. В старой бочке она намного больше и обусловлена прежде всего сульфатами, пропитавшими древесину. Что касается окраски, то вино в металлической бочке всегда бывает менее окрашено, хотя оно и богаче антоцианами. Этот эксперимент позволил показать впервые при одинаковом рН и в отсутствие свободного сернистого ангидрида изменение пропорции молекул антоцианов, окрашенных в красный цвет. Этот факт подтвердили .Сомерс и Ивенс (1974). Примерно в это же время авторы данной книги предложили объяснение этого превращения вмешательством окислительно-восстановительных явлений.
Но наиболее интересные моменты обсуждения, безусловно, относятся к ор-ганолептической оценке.
Красное вино, хранившееся в новых деревянных бочках, всегда обладает более тонким и в то же время более богатым ароматом, более сложным и развитым букетом. Через несколько месяцев после розлива в бутылки в букете, уже напоминающем старое вино, отчетливо ощущается ванильный тон древесины. На вкус это также наиболее сложное вино. После контакта с деревом на протяжении около 12 мес привкус дерева заглушает все другие тона. Но в дальнейшем это вино становится гармоничным, привкус дерева растворяется среди других тонов. Оно делается более мужественным, чем другие, без преобладания вяжущего вкуса дубильных веществ.
Вино, хранившееся в ранее использованной деревянной бочке, обладает запахами, напоминающими предыдущее вино, но значительно менее выраженными. Они не столь тонкие и придают вину несколько грубоватый характер. Разница с предыдущим вином намного более заметна на вкус. Отмечают некоторые посторонние привкусы и бестельность, которые усиливаются во время хранения, все эти признаки связаны с увеличением кислотности.
Вино, хранившееся в бочке из нержавеющей стали, характеризуется более медленным созреванием по сравнению с предыдущим. Для приобретения характеристик старого вина ему требуется намного больший срок, в то же время его окраска светлее. После года хранения оно имело менее сложный аромат, чем у предыдущих вин, но с более выраженными тонами свежего винограда. В последующем отмечается постепенное уменьшение интенсивности запаха и одновременно его обеднение в отношении оттенков. На вкус же, напротив, оно все время было более свежим, более тельным, более «круглым», более бархатистым, не имея в то же время столь большого комплекса привкусов, как первое вино.
Из этого эксперимента были сделаны следующие выводы:
1) хранение красного вина в новых деревянных бочках ведет к улучшению органолептических характеристик в результате увеличения разнообразия и интенсивности запахов и привкусов. Это улучшение, по всей вероятности, тем значительнее, чем выше качество виноматериалов;
2) хранение в многократно использованных деревянных бочках может привести к появлению привкуса дерева, который способствует повышению качества. Но вместе с тем происходит повышение кислотности вследствие образования серной кислоты при окислении сернистого ангидрида. Это подкисление может быть значительным и вызывать конечную резкость, которая сводит на нет все положительные качества, приобретенные на других этапах;
3) при хранении в металлических емкостях, когда в вино не вносят никаких элементов и хранение обеспечивает максимальную изоляцию от доступа воздуха, получают вино, менее богатое на запах и на вкус, но более бархатистое, более маслянистое, более круглое, чем при хранении в деревянных, бочках. Общая и летучая кислотность и содержание этилацетата здесь ниже (табл. 14,11).
В целом можно сказать, что хранение в деревянных бочках является составной частью традиционных и обязательных процессов выдержки красных вин лучших марок. Однако, чтобы обеспечить максимальную эффективность, ее следует осуществить в надлежащих условиях.

Читайте также:  Вялка бычков процент усушки

Таблица 14.11
Влияние способа хранения на химический состав вина (Риберо-Гайон, 1971)

Разумеется, что, если вино слито в бочку до получения полной биологической стабильности (присутствие сбраживаемого сахара или яблочной кислоты), можно всегда опасаться развития анаэробных молочнокислых бактерий с образованием летучей кислотности и молочной кислоты (увеличение содержания нелетучих кислот). Однако при современном уровне знаний и технических средств этого обстоятельства можно избежать.
Но при хранении вина в бочке увеличение общей и летучей кислотности, а также содержания этилацетата могут вызвать две причины: развитие уксуснокислых бактерий возле шпунтового отверстия; просачивание вина через нарушенную клепку.
Такие превращения часто наблюдают в винах, хранящихся в положении шпунтом вверх. Они обусловлены развитием на поверхности вина или на внутренних стенках бочки и шпунта уксуснокислых бактерий, несмотря на, казалось бы, нормальные условия хранения. Эти неблагоприятные превращения протекают медленно, на протяжении недель и месяцев, и поэтому их трудно заметить. Например, в бочках в течение года содержание летучих кислот повышалось всего до 0,05 г/л, когда они были закрыты деревянными шпунтами, обмотанными полотном, но оно возрастало до 0,2 г/л и более, когда применяли стеклянные притертые шпунты. Содержание этилацетата повышалось постепенно от 15—25 до 100 мг/л. Это увеличение было более значительным во втором случае, чем в первом. Проводившаяся в качестве меры предосторожности частая чистка стеклянных шпунтов и промывка шпунтового отверстия бочки раствором сернистой кислоты оказались недостаточными. Еще лучше по мере завершения брожения возможно быстрее ставить бочки в положение шпунтом набок. Например, вина, хранившиеся таким образом в течение первого лета после сбора урожая, имели содержание летучих кислот около 0,5 г/л и этилацетата — около 100 мг/л. Эти же вина, хранившиеся целый год в бочке со стеклянным шпунтом, содержали 0,6— 0,7 г/л летучих кислот и 130— 160 мг/л этилацетата. Следовательно, можно рекомендовать ставить бочки шпунтом набок с весны, следующей за урожаем, чтобы избежать проникновения воздуха через шпунтовое отверстие.
Предлагались также различные типы барботеров, аналогичные тем, которые применяют к бродильным емкостям, и предназначенные для предотвращения проникновения воздуха и в то же время не препятствующие возможному выделению газа или расширению жидкости. Их использование в подвале иногда в количестве нескольких сотен создает определенные трудности. Такие барботеры лучше приспособлены для выдержки вина в чанах или в бочках.
Также предлагали периодическую обработку ультрафиолетовыми лучами поверхности вина, частей бочки вокруг шпунта и самого шпунта, которые увлажняются вином и находятся в контакте с воздухом. Таким путем добиваются стерилизации поверхностей и полной защиты вина в резервуарах или в бочках, даже не совсем заполненных. Этот способ не разрешен законом. Однако применяемый таким образом к поверхностям, а не к массе вина, он не должен бы вызывать возражений. Но в этом случае его трудно применить к большому числу бочек. С другой стороны, этот способ не вызывает трудностей и очень эффективен в виноделии для защиты плавающей шапки при открытом брожении.
Может также случиться, что причиной появления в вине во время хранения уксусной кислоты и этилацетата является древесина бочек. Некоторые из них подолгу хранятся пустыми и, несмотря на окуривание сернистым газом, могут быть заражены бактериями. В одном из опытов две загрязненные бочки по 225 л наполнили водой с добавлением винной и сернистой кислот после предварительной промывки, Через 2 мес анализ жидкости показывал содержание летучих кислот 0,3 и 0,4 г/л и содержание этилацетата 25 и 140 мг/л. Следовательно, в древесине содержались значительные количества уксусной кислоты (примерно 100 г на бочку), которая затем диффундировала в жидкость, а также заметные количества этилацетата. При хранении вина нужно особое внимание обращать на санитарное состояние бочек.
Другой опыт заключался в том, что сравнивали поведение трех деревянных бочек по 225 л в хорошем санитарном состоянии, в которых незадолго до этого хранилось вино, и трех таких же бочек, хранившихся в течение года пустыми с обычным окуриванием. Эти бочки наполняли раствором винной кислоты при рН 3 с добавлением 50 мг/л сернистой кислоты. Сравнительные анализы проводили по истечении 3 мес на этом же растворе, сохранявшемся в бутылке. Было установлено легкое возрастание обшей кислотности— от 0,7 до 1,6 г/л. Это повышение кислотности, очень неблагоприятно отражающееся на качестве вин, видимо, является результатом присутствия на внутренней поверхности стенок бочки винного камня или кислого тартрата калия, который растворяется в жидкости.
Это большое неудобство в применении бочек, бывших в употреблении; его можно до некоторой степени избежать, если новое вино хранить в течение первой зимы в чане, не переливая в бочку, так как именно в это время осаждается основная масса битартрата. Наконец, был проведен количественный анализ сульфатов: их количество, диффундировавшее в жидкости в трех бочках, которые были до этого под вином, составило от 170 до 240 мг/л (в сульфате калия), а в трех бочках, не использовавшихся в течение года, — от 650 до 780 мг/л. Этот факт объясняется неоднократным окуриванием (примерно каждые 4 мес), вызывающим образование серной кислоты при окислении сернистого ангидрида, что способствует повышению кислотности, ослаблению окраски и снижению экстрактивности.
Другая опасность для вина при хранении его в деревянных бочках заключается в появлении неприятных запахов и привкусов после нескольких лет их использования. В действительности старое дерево всегда бывает источником заражения. Внутренняя поверхность стенок бочки трудно поддается чистке, особенно в углах и стыках клепки. Вино, пропитывающее бочку, может стать очагом инфекции и не только для развития уксуснокислых бактерий, ведущих к образованию летучей кислотности и этилацетата, но и для развития различных типов плесневых грибов, способных придать вину плохие привкусы.
Эти плохие привкусы встречаются часто в одном и том же хозяйстве. Они могут повторяться из года в год, незаметно усиливаясь. Наблюдается своего рода привыкание виноделов, ответственных за подвал, доходящее до такой степени, что им начинает даже нравиться такой привкус. Характеристика вин, общая для данного хозяйства, которую иногда объясняют особенностями местности, в действительности есть не что иное, как привкус, сообщаемый вину из года в год плохо содержащимися винными емкостями. Такую же порчу вина можно наблюдать у вин, хранящихся в бутах или в бродильных чанах. Здесь легче выправить дело, поскольку чистка и уход за ними значительно проще. Посторонние привкусы у вина могут также быть результатом использования смолистого дерева для ремонта чана или бочки.
Плохая тара может вызвать бочечный привкус, вкус плохого дерева (в противоположность тонкому и ванильному привкусу, которые отлично сочетаются с букетом тонких красных вин). Этот привкус плохого дерева в действительности порождается древесиной, пораженной плесенями. Известно несколько типов плесеней: с привкусом шампиньона; с привкусом пробки; сообщающая прогорклый вкус; с запахом травы, очень неприятным и не поддающимся никакой обработке. Неприятные привкусы, придаваемые вину испорченным деревом при хранении в бочке, могут лишь усилиться в бутылке.
Разумеется, что во избежание этого серьезного недостатка хранения вин в деревянных емкостях нужно обеспечивать тщательный уход за ними и всегда стремиться держать их полными, так как бочки больше портятся, когда они пустые. Но какие бы меры предосторожности ни принимались, использование одной и той же бочки не может превышать 5 или 6 лет без риска внесения в вино неприятных привкусов, которые сводят на нет преимущества выдержки вина в бочке и улучшения его качества.
То обстоятельство, что хранение вин в плохой бочкотаре ведет к появлению неприятных привкусов, делает необходимым ее довольно частое обновление. Значительные издержки, с которыми связана такая замена тары, представляют собой основную причину отказа от этого способа хранения виноматериалов. Но в любом случае лучше отказаться от выдержки в бочках вообще, чем использовать слишком изношенные или плохо содержащиеся деревянные бочки.

http://glav-dacha.ru/v-kakoy-posude-mozhno-delat-vinogradnoye-vino/http://ampel-nord.ru/domashnee-vinodelie/plastik-pri-vinodelii-kurs-molodogo-bojca-vinodela/http://vzboltay.com/alcohol/vodka/1240-vidy-emkostey-dlya-brozheniya.htmlhttp://vinograd.info/knigi/teoriya-i-praktika-vinodeliya/sozrevanie-vin-13.html

Оцените статью
Не знаете сколько времени и как правильно хранить дома? Поможем