Срок годности моторного масла в двигателе при малой эксплуатации

Содержание

Срок годности моторного масла

Действительно, если принять срок годности купленного масла за пять лет, то зачем ежегодно менять его в моторе автомобиля, который целый год (или даже только зиму) никуда не ездил? На самом деле менять масло все-таки нужно. И вот почему.

Можно, конечно, и не менять: скорее всего, ничего особенно страшного не случится. Однако же хранение масла в заводской ненарушенной упаковке все-таки отличается от хранения в двигателе.

В первую очередь речь идет о количестве кислорода, с которым контактирует масло. В таре наподобие бочки или канистры он занимает, грубо говоря, около 5% объема, а вот в системе смазки мотора воздуха гораздо больше: мотор «дышит» через систему вентиляции картера. В итоге масло окисляется и стареет.

Отметим, также, что масляная тара (та же бочка!) имеет однородное внутреннее покрытие, в то время как в двигателе масло соседствует с различными сплавами металлов. При этом идут различные химические реакции, которые также меняют изначальные свойства моторного масла. Поэтому можно уверенно говорить, что через год пребывания в недрах двигателя масло будет отличаться от продукта, который все это время пребывал в родной бочке. Отсюда и рекомендации менять масло не только по пробегу, но и по возрасту.

Впрочем, не будем полностью исключать и коммерческую составляющую такой рекомендации. Заставить автовладельца лишний раз раскошелиться — святое дело… Кроме того, производитель автомобиля подстраховывает себя на случай гарантийных неприятностей. Дескать, вы, дорогой товарищ, не поменяли вовремя масло, так какие к нам могут быть претензии?

Можно, конечно, и не менять: скорее всего, ничего особенно страшного не случится. Однако же хранение масла в заводской ненарушенной упаковке все-таки отличается от хранения в двигателе.

Как правильно хранить моторное масло?

Уверены, немногие автолюбители задумываются, как правильно хранить масло. Купили в канистре, в канистре и храним, а в гараже, дома или в багажнике — это дело личное.

Но моторное масло — такой же продукт, как и содержимое наших холодильников. Как любой продукт питания, оно имеет свой срок годности и свои условия хранения. И если испорченные продукты могут навредить вашему организму, испорченное масло может нанести серьeзный урон двигателю или иным узлам и агрегатам.

Обо всeм по порядку.

Что говорит ГОСТ?

Существующий ГОСТ 1510-84 наиболее полно регламентирует правила упаковки, маркировки, перевозки и хранения нефти и нефтепродуктов — масла в том числе. Приведeм наиболее важные выдержки о хранении.

Пункты 4.5 и 4.9 дают вполне прямые советы: «нефть и нефтепродукты следует хранить в отдельных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли».

Вы соблюдаете сроки годности и хранения продуктов/медикаментов?
Да, всегда.
42.52%
Нет, не соблюдаю, ничего страшного не будет.
21.15%
Стараюсь соблюдать и смотрю по внешнему виду у продуктов.
36.33%
Проголосовало: 2279

И далее — «нефтепродукты в таре следует хранить под навесом или на площадке, защищeнной от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков». К этим пунктам мы ещe вернeмся, но подробнее и с наглядными примерами.

Срок годности масла

При покупке масла стоит изучить маркировку или этикетку на канистре — как правило, срок годности масла любого производителя составляет 5 лет.

Как хранить масло?

Следующий набор простых правил поможет вам не только сохранить масло, но и быть уверенным в его эксплуатационных характеристиках:

  • Храните масло закрытым. Это минимизирует возможный контакт масла с воздухом и поможет избежать окисления. Идеально, если масло хранится в заводской канистре, закрыто или вовсе не распечатано.
  • Не допускайте попадания солнечного света. Современные канистры для масла хорошо защищены от солнечных лучей, но даже в этом случае найдите тeмное место для хранения.
  • Соблюдайте температурный режим. Диапазон температур для хранения масла — от 18 до 40 градусов по Цельсию, идеальный показатель — около 22 градусов.
  • Берегите от воды. Если в масло попала хотя бы капля воды, его придeтся утилизировать, поскольку процесс образования нерастворимых частиц прервать не получится.
  • Защищайте от грязи. В масло не должен попасть никакой посторонний мусор. «Грязное» масло будет оставлять задиры на трущихся элементах, что быстро выведет из строя механизм.

Хранение в зимних условиях

Зимнее хранение масла добавляет несколько важных правил в уже перечисленные:

  • Не допускайте резких перепадов температур. Старайтесь поддерживать постоянную температуру воздуха вокруг канистры: уже описанные 22-24 градуса. Замораживать масло категорически запрещено: структура масла при сильных заморозках изменится на молекулярном уровне, комплекс присадок может расслоиться, и последствия от использования такого масла непредсказуемы;
  • Если собираетесь использовать масло, долго стоявшее на холоде, — взболтайте канистру перед использованием, чтобы жидкость перемешалась и не было осадка.

Чем опасно просроченное масло?

С истечением срока годности моторное масло теряет свои свойства, из-за чего больше не может поддерживать нормальную работу двигателя.

Вот лишь основные параметры, которые меняются при долгом хранении смазочного материала:

  1. Увеличение количества золы. Из-за распада присадок увеличивается зольность масла, что, в свою очередь, ухудшает работу свечей накаливания, повышает склонность к калильному зажиганию (неуправляемый процесс воспламенения смеси в цилиндре) и прогару поршней.
  2. Вязкость. Чем дольше хранится масло, чем сильнее изменяется его вязкость, причeм как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от состава.
  3. Набор присадок. Ряд присадок в масле имеют ограниченный срок годности, по истечении которого они могут работать некорректно или не работать вовсе, а также видоизменяться: менять удельный вес, температуру замерзания, кинематическую вязкость и другие параметры.

Признаки просроченного масла

Чтобы определить, просрочен ли продукт, достаточно первичного осмотра:

  • Выпадение осадка. Визуально вы легко сможете отличить, допустимый это осадок (едва заметный), или опасный — крупнодисперсный. Если выпала пыль наподобие муки — всe в пределах нормы. Если же осадок в виде отдельных кусочков, пусть даже размером около миллиметра — масло, скорее всего, испорчено.
  • Слоистость и пузыри. Если масло расслоилось, проявился неравномерный окрас или пузырьки воздуха — продукт испорчен. Лучший способ убедиться в своих догадках: перелить небольшую часть масла в чистую прозрачную eмкость. Все дефекты будут хорошо заметны на просвет; в непрозрачных канистрах или бочках такие нюансы разглядеть гораздо сложнее.

Как быть с отработанным маслом?

Если вы обслуживаете автомобиль на СТО, то этот вопрос на себя возьмeт автосервис. У дилера, как и у любого авторитетного автосервиса, есть договорeнности о вывозе отработанных жидкостей в соответствующие компании по приeму и переработке.
При самостоятельной замене масла цепочка действий немного удлиняется.

Отработанное масло необходимо слить в герметичную канистру, беречь от попадания солнечных лучей и высокой температуры — точь в точь как в случае долгосрочного хранения. Не допускайте попадания в eмкости с «отработкой» воды: при долгом хранении там может появиться плесень.

Читайте также:  Грибы отварить и хранить в банках для супа

Далее существует несколько путей «второй жизни» отработанного масла: рассмотрим их подробнее.

Переработка. В крупных городах существуют заводы по переработке, где из «старых» масел выделяют базовые масла, которые могут повторно использоваться. Главная сложность для простого автолюбителя: принимают «отработку» в больших количествах: от 50 литров. Средний автомобилист накопит такой объeм после 7-10 лет владения автомобилем!

Правда, на этом можно немного заработать: цены за литр сданной «отработки» колеблются в пределах 5-10 рублей.

Утилизация. Есть компании, которые занимаются утилизацией промышленных отходов, в том числе и всевозможных жидкостей. В этом методе больше неприятных сторон:

  • вам самим придeтся платить за утилизацию;
  • компании чаще всего не работают с частниками и малыми объeмами.

Сжигание. На заре автомобилестроения и вплоть до 1980-х годов отработанное масло попросту сжигали. В то время, как мы сейчас понимаем, гораздо меньше задумывались о последствиях для природы и человеческого организма.

Сегодня этот процесс актуален только в том случае, если оборудование отвечает установленным экологическим нормам, а компания имеет соответствующее лицензирование.

Бытовое применение. Если в вашей семье есть автолюбители со стажем, то вы знаете, как может пригодиться отработанное масло. Представляем самые популярные места и способы применения.

  • Для отапливания помещений. Существует современное отопительное оборудование, которое работает на отработанных маслах — различные воздухонагреватели и котлы.
  • В качестве антикоррозийного средства. Старое масло хорошо подойдeт для обработки днища и порогов автомобиля для дополнительной защиты от ржавчины.
  • Для защиты древесины. «Отработка» убережeт деревянные конструкции от разбухания и гниения.
  • Как смазка замков, дверных петель, цепей, механизмов швейных машинок, садового инвентаря и прочего.

Неважно, будете ли вы использовать масло после замены или нет, соблюдайте меры предосторожности при его использовании и транспортировке. Отработанное масло продолжает быть токсичным и легковоспламеняемым.

И главное — выливать старые технические жидкости на землю, в водопровод или водоeм категорически запрещено. Помимо крупных штрафов лично вам, это наносит непоправимый урон природе и живым организмам.

Пункты 4.5 и 4.9 дают вполне прямые советы: «нефть и нефтепродукты следует хранить в отдельных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли».

Срок годности моторного масла: как узнать, условия хранения масла, как определить пригодность автомасла

Знаете ли вы, что необходимо всегда проверять срок годности моторного масла, когда покупаете его в магазинах? На первый взгляд кажется, что такой ходовой товар испорченным априори быть не может. Ведь слишком долго на витринах он не задерживается. Именно по этой причине часть неопытных обладателей авто просто не обращают внимания на этикетку. Такая опрометчивость может спровоцировать серьезную поломку силового агрегата и обездвижить все транспортное средство. А для его восстановления потребуются немалые деньги.

Чтобы развеять мифы о «всегда свежем масле», поговорим о том, в каких условиях и в течение какого времени оно должно храниться, чтобы сохранять первоначальные потребительские свойства.

Как узнать срок хранения моторного масла?

Синтетические масла хранятся пять лет. Благодаря полностью искусственной основе такое масло почти не вступает в химические реакции с внешней средой. Этого не скажешь про минералку. Она не может похвастаться устойчивостью к старению: ее взаимодействие с воздухом заметно снижает масляный ресурс. Именно поэтому минеральное моторное масло должно храниться не более 2-3 лет.

Чтобы узнать, когда срок годности автомобильного масла заканчивается, необходимо отыскать дату ее изготовления.

Японская компания Idemitsu также шифрует дату производства в серийном номере: в нем первая цифра означает год выпуска, вторая – месяц розлива. Причем первые девять месяцев года соответствуют девяти порядковым числам, а последние три характеризуются буквами латинского алфавита: X – октябрь, Y – ноябрь, Z – декабрь. Например, серийный номер Idemitsu 7XA2059B7KJ указывает на то, что масло было выпущено в октябре 2021 года.

Если над иностранными маркировками придется ломать голову, то с отечественной продукцией дела обстоят просто – производитель указывает дату розлива масла на крышке, дне или внутренней стороне канистры привычными обозначениями.

Условия и срок хранения: изучаем зависимость

Пригодность автомобильного масла определяет не только срок, но и условия его хранения. В идеале техническая жидкость должна храниться в следующих условиях:

  • отсутствие прямых солнечных лучей. Как и любая техническая жидкость, моторная смазка может испортиться от естественного нагрева. Солнечные лучи активируют процесс окисления и разложения синтетического и минерального состава, что в свою очередь повлечет за собой невозможность дальнейшего использования масла.
  • средняя температура окружающей среды – 20 градусов тепла. Именно при таком условии жидкость не перемерзает и не перегревается. Несмотря на то, что использование масел предполагает широкий температурный диапазон, хранить их следует в стабильных условиях.
  • герметичная упаковка. Внешняя среда не должна иметь шансов попасть внутрь масляной канистры. Если химические присадки вступят в реакцию с частичками пыли, воды, воздуха или другими активными веществами, то защитная смазка начнет постепенно терять свои свойства. Также стоит заметить, что если вы вдруг решили перелить масло из его «родной» упаковки в, скажем, пластиковую бутыль, то в момент перелива и непосредственного контакта с новой емкостью в нем начнутся реакции, вызывающие старение состава.
  • отсутствие вибраций. На длительность хранения материала для смазки оказывает влияние и непрерывное механическое воздействие. Если ГСМ будет безостановочно перемешиваться, начнется расслоение входящих в него компонентов.

Если же у вас осталось масло с прошлой замены и остатки его будут стоять в гараже, то даже в вышеописанных идеальных условиях срок хранения моторного масла максимум 3 года.

Как определить пригодность автомасла?

Т.к. использовать в системе смазки двигателя испорченное масло нельзя, необходимо уметь его распознавать. Следующие рекомендации позволят определить пригодность ГСМ в случае, если хранилось оно дольше указанного срока или если условия его хранения были неидеальными.

Признаки сохранившихся эксплуатационных качеств масла:

  • нет осадка. Какой бы срок годности у моторного масла не был, после вскрытия осадка в нем быть не должно. Если на дне собрались твердые частицы нерастворимых присадок в герметично закупоренной канистре, то заливать такую смазку под капот нельзя. В тех случаях, когда емкость открывалась ранее или имела нарушения в целостности упаковки, на нижней ее части будут скопления пыли и прочих загрязняющих веществ. Стоит ли говорить о том, что попадание сторонней грязи погубит производительность мотора?

  • однородность текстуры. Если масло хранилось не в самых лучших условиях, то перед заливкой в мотор нужно проверить гомогенность массы. Для этого достаточно перелить требуемое количество жидкости в новую чистую емкость и оценить ее способность к текучести: если смазка сначала интенсивно льется, а затем приобретает тянущуюся структуру, использовать ее нельзя.
  • равномерность окраски, отсутствие пузырей на поверхности. Визуальный осмотр ГСМ также позволит выявить испорченный продукт. Видите пузыри после открытия канистры, которая стояла неподвижно? Смело утилизируйте масло. Также следует оценить цвет жидкости: ее равномерность укажет на сохранность эксплуатационных качеств.
  • отсутствие плесени. Да, как бы странно это не звучало, но машинное масло может обрасти плесенью. Причина ее появления кроется в нарушении герметичности упаковки и поддержании внутри нее высокой влажности в течение всего срока хранения.

И напоследок

У каждого производителя есть срок годности моторного масла, и указывается он чаще всего на оборотной стороне канистры. Данный срок предполагает, что хранится смазка в идеальных условиях, описанных выше. Например, марки «Мобил», «Мотюль, «Кастрол» и «Лукойл» предусматривают 5 лет хранения жидкости, «Shell» устанавливает 4 года. Во всех этих случаях должна соблюдаться требуемая температура, низкая влажность и герметичность упаковки, в противном случае автомасла потеряют свою пригодность.

При покупке любой технической жидкости следует обращать внимание не только на дату ее розлива, но и на целостность упаковки. Любые повреждения у канистры моторного масла, связанные с нарушением ее герметичности, могут стать причиной быстрого устаревания продукции.

Знаете ли вы, что необходимо всегда проверять срок годности моторного масла, когда покупаете его в магазинах? На первый взгляд кажется, что такой ходовой товар испорченным априори быть не может. Ведь слишком долго на витринах он не задерживается. Именно по этой причине часть неопытных обладателей авто просто не обращают внимания на этикетку. Такая опрометчивость может спровоцировать серьезную поломку силового агрегата и обездвижить все транспортное средство. А для его восстановления потребуются немалые деньги.

Сроки годности моторных масел

Каждый владелец транспортного средства желает, чтобы его автомобиль работал долго, избегая поломок и других неполадок. Для этого следует тщательно ухаживать за ним, заправлять качественным бензином, а самое главное — следить за сердцем машины, её мотором. Необходимо регулярно менять моторное масло. Как и любой другой продукт, оно со временем теряет свои первоначальные свойства. Поэтому всегда стоит, прежде всего, обращать внимание на срок годности моторного масла.

Читайте также:  Засолка Огурцов Без Хрена И Вишни

Виды моторных масел и период их хранения

Сначала обозначим, какие виды моторных масел бывают, так как от этого напрямую зависят их свойства, продолжительность хранения.

Минеральное – продукт переработки нефти, который очищен от вредных примесей.

Его недостаток в том, что оно обладает повышенной вязкостью, теряет свои качества при низкой температуре внешней среды.

Полусинтетическое – основа минеральная с добавлением до 50 процентов синтетических присадок. Более стойкое к температурным перепадам.

Синтетическое – результат первичной перегонки нефти, что даёт возможность получить продукт с хорошими свойствами, не вступающими в реакции с внешней средой. Пригодно к эксплуатации в различном температурном режиме.

Срок годности смазочного вещества:

минерального – до 3 лет;

полусинтетического – до 5 лет;

синтетического – 5 лет.

Как правильно хранить масло

Во избежание того, чтобы данный продукт длительное время сохранял свои изначальные качества, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Соблюдение температурного режима. Диапазон температуры должен быть от — 18 градусов Цельсия до +40. Иначе масло стаёт вязким, появляется осадок.
  2. Избегать попадания прямых солнечных лучей. В противном случае появляется мутность и осадок.
  3. Соблюдение норм влажности. При попадании воды, образуются нерастворимые частицы, которые вывести из вещества невозможно.
  4. Содержать в герметичном состоянии. Пыль, грязь способствуют образованию абразивной пасты, нанося неизгладимый вред мотору. При попадании воздуха происходит процесс окисления.

Срок годности в открытом виде снижается до 3 лет

При соблюдении всех норм хранения можно не только сохранить качество продукта, но и продлить время его эксплуатации.

Использование смазочного вещества с истёкшим периодом хранения

Некоторые автолюбители на свой страх и риск решают использовать просроченное моторное масло, акцентируя внимание на том, что оно не имеет срока годности.

Ссылаются на то, что цвет и запах вещества не поменяли своего изначального состояния. Добавляют различного рода присадки, не задумываясь, как они серьёзно могут поменять состав продукта и нанести непоправимый вред автомобилю. Это дело сугубо каждого владельца автотранспорта, но это не тот риск, на который следует идти.

Помните! Используя масло, с вышедшим сроком годности, вы полностью возлагаете ответственность на себя, при обнаружении нарушения и сбоев в работе мотора.

Срок годности моторного масла в канистре и двигателе

Если упаковка, в которой хранится смазочный материал, заводская, то срок хранения до 5 лет, при соответствующих условиях содержания. Лишь когда вы сами заполняете ёмкости данным веществом, естественно нарушая герметичность, то период уменьшается до 2- 3 лет.

В двигателе следует производить замену масла:

минерального – через каждые 5 000 км,

полусинтетического – через 10 000 км,

синтетического – каждые 15 000 км.

Но специалисты советуют менять его 1 раз в год, даже в случае, когда автомобиль этот период не был в эксплуатации.

Если вы всё же не согласны со всем вышеупомянутым, то можно самому проверить стоит менять масло в двигателе или нет. Причины, по которым следует произвести замену смазочного вещества:

— в случае изменения цвета масла на более тёмный;

— подогрев машину следует вытянуть щуп и капнуть каплю смазки на бумагу. Если через 15 минут на бумаге образуется грязный кружок равномерного цвета, то замена необходима.

Для автомобилей с новым двигателем необходимо использовать исключительно свежее масло

Период хранения смазочного вещества у фирм-производителей

Сейчас появилось множество предприятий, которые выпускают этот незаменимый для автотранспорта продукт. Но есть надёжные, зарекомендовавшие себя многолетним стажем на рынке продаж. Выясним, какой срок годности у моторного масла ведущих производителей:

мобил (mobil) – 5 лет

Только при соблюдении правил хранения, срок годности будет соответствовать указанному на упаковке.

Не пригодное к эксплуатации масло имеет осадок, а также при попадании воды и плесени меняет свой цвет, ставая при этом мутным.

Подытожив вышесказанное, сакцентируем внимание на основных деталях:

— моторное масло всё же имеет срок годности;

— хранить его необходимо чётко придерживаясь всех рекомендаций, во избежание потери свойств, снижения эффективности продукта;

— следует использовать только качественное моторное масло, проверенных, зарекомендовавших себя на рынке производителей;

— срок годности смазочного вещества возможно продлить, соблюдая все требования по его хранению;

— использовать просроченный продукт не запрещено, но появляется большой риск того, что мотор выйдет из строя и в дальнейшем возникнет вопрос с его заменой;

— при появлении явных признаков изменения структуры, внешнего вида, запаха смазочного вещества, ни в коем случае не стоит использовать его, даже если срок хранения не истёк;

— периодически менять смазку в моторе, не допустив возникновения нарушений в его работы.

Только бережное отношение вас к автомобилю поможет избежать проблем в его работе и продлит срок эксплуатации транспортного средства, убережёт от неожиданных поломок и ремонта.

Помните! Используя масло, с вышедшим сроком годности, вы полностью возлагаете ответственность на себя, при обнаружении нарушения и сбоев в работе мотора.

Срок годности моторного масла

1. Факторы старения масла при хранении

В этот раз поговорим о сроке годности моторного масла. Как-то не принято об этом задумываться, а ведь тема довольно важна, поскольку напрямую связана с ресурсом двигателя. Тут как с системой пищеварения человека: съешь испорченный продукт — получишь расстройство желудка со всеми вытекающими последствиями. Только в отличие от человеческого организма двигатель сам не восстановится, его ждёт дорогостоящий ремонт. Автомасло, как и продукты питания, портится со временем, поэтому нужно обязательно соблюдать рекомендации по условиям и срокам хранения.

Обычно срок годности технических масел колеблется от трёх до пяти лет. Зависит от того, на какой базе оно сделано. Минералка держится меньше, синтетика больше. Также имеет значение сбалансированность пакета присадок. Как и везде, есть варианты подороже, очень качественные и стабильные, есть так называемое «оптимальное соотношение цена-качество» и есть продукт, призванный максимально удешевить себестоимость при минимальном соответствии заявленным стандартам. И не стоит думать, что речь идёт только о российских производителях не первого эшелона, или ещё каких-то полукустарных производствах. Гиганты рынка масел так же как и все остальные очень озабочены снижением издержек производства, а сэкономить на запасе качества у них есть все возможности:

  • брэнд, внушающий доверие
  • отлаженная система контроля качества продукта
  • укатанные до зеркального блеска каналы поставок сырья, ставшего уже почти «родным» в смысле ожидаемых результатов переработки и использования.

Грех будет всем этим не воспользоваться для того, чтобы заработать лишнюю «толику малую» в корпоративную копилку. Ну да сейчас не об этом, затронул только для того, чтобы избавить от иллюзий, некачественный продукт можно встретить почти везде, разница лишь в вероятности.
На реальную годность масла к использованию кроме изначально заложенных показателей качества очень влияют условия хранения перед использованием. Если хранится неправильно, то возникают факторы окисления масла, которые могут радикально снизить его срок годности.
Есть несколько факторов, обуславливающих старение и окисление моторного масла во время хранения. Это взаимодействие с атмосферой, водой, недостаточная химическая стабильность, несоблюдение температурного режима хранения и воздействие прямых солнечных лучей.

Читайте также:  Белый гриб червивый что делать

2. Взаимодействие автомасла с атмосферой

В воздухе есть два элемента, негативно влияющие на срок годности автомасла: кислород и вода. Кислород является активным окислителем (да что я рассказываю, сами всё про кислород знаете :)). При соприкосновении с маслами он начинает вступать в реакцию, изменяя их состав. Если смотреть одномоментно, то, конечно, масштабы этого процесса ничтожны, но если этот контакт длится месяцами, то масло существенно меняется, теряя свои нейтрализующие свойства (кстати, вот статья о свойствах моторного масла, на всякий случай).

3. Вода в моторном масле

Хотя вода — достаточно активное вещество, и может реагировать со многими компонентами технических масел (углеводородные фракции базы (особенно минеральные), различные соли, которыми по сути являются многие присадки…), для протекания реакции почти всегда нужна высокая температура и давление. Например, в работающем двигателе вполне подходящие условия. Однако отсутствие таких условий не значит, что реакции не протекают вообще. Протекают, только намного медленнее и, вероятно, другие. Большой разницы нет, любая химическая активность связанная с водой в моторном масле — это плохо.
Основная проблема в том, что со временем масло набирает воду из атмосферы (а это немало), и в двигатель такое масло заливать уже нельзя по вышеописанной причине.

4. Фактор УФ-старения полимеров моторного масла

Так сложилось, что лучи солнца, помимо необходимой для жизни энергии, несут в себе разрушающую силу. Ультрафиолет губительно влияет практически на любые материалы, не являются исключением и различные нефтепродукты. Под воздействием УФ-излучения постепенно деградирует углеводородная основа, на которую «нацеплены» функциональные присадки и сами присадки. После длительного «облучения» масло окажется полуразложившимся, и в двигателе работать не будет.

5. Недостаточная стабильность присадок в масле

В данном случае мы имеем дело не с несоблюдением условий хранения, а с продуктом невысокого качества. У такого масла вне зависимости от того, вскрыта тара, или нет, со временем может образоваться осадок, состоящий из присадок. Присадок при изготовлении вносится несколько, но неважно, какая из них выпала из комплекса. Естественно, после того, как присадки «открепились» от масляной основы, на которой они должны находиться, они превратились в бесполезный (а то и вредный) балласт в пустой базе. В двигатель это категорически не стоит заливать, последствия непредсказуемы (от сильного снижения ресурса до клина двигателя, зависит от конкретных условий), но точно ничего хорошего.

Есть любопытный случай из практики: осадок обнаружился в бочке на сервисной станции, которая брала его у официального дилера. Масло было не абы какое, а из первой пятёрки брэндов, премиальная синтетика. Можно предположить, что эта бочка долгое время мыкалась по складам, потом простояла на сервисе, всё-таки дорогущая синтетика, её заливает не так много народу. Неизвестно, как разрешилась эта ситуация, но прецедент был нехилый. Хорошая иллюстрация того, что громкий брэнд — отнюдь не гарантия хорошего качества.

6. Нарушения температурного режима хранения

На первый взгляд, нет у масла никаких особых условий хранения в плане температуры. В разумных пределах выдерживает и летнюю жару на солнцепёке, и морозы в штабелях под открытым небом. Однако не всё так просто: были случаи, когда в результате охлаждения/нагрева от базы отваливалась присадка-загуститель (или, по-другому, модификатор вязкости). Суть в том, что с понижением температуры у молекул масляной основы снижается способность удерживать длинные линейные молекулы загустителя, вот она и отваливается. Выглядит это как студенистые образования в масле.

Переборщили с загустителем, сгусток присадки-модификатора вязкости:)

С повышением температуры базовая молекула становится «нормальной», но при отсутствии перемешивания не может забрать обратно отсоединившийся модификатор вязкости (он тупо стёк вниз упаковки). Если такое масло нагреть и перемешать, то оно восстановит свои вязкостные свойства. В научных статьях даже допускается нагрев и перемешивание прямо в двигателе (мол, заливайте прям так, ничего страшного). Я как-то встречался с подобным явлением, скажу откровенно, было стрёмно, и заливать это в машину я не стал. Ведь наличие такого рода осадка говорит о том, что масло подвергалось воздействию низкой температуры, а в этом случае от него могли «отцепиться» и другие присадки, которые обратно уже не встанут и работать в двигателе не будут.
Здесь ещё раз упомянем про воду в масле, в связи с низкой температурой хранения. При хранении на холоде вода, попавшая тем или иным способом в моторку (а вполне могла и в процессе производства/фасовки), осаждается в виде мути, своего рода эмульсии, и при этом, ВНИМАНИЕ, соосаждает на себе активные диспергирующие присадки, реагирующие на воду, как им и положено. О таком развитии событий может сказать дополнительный окрас выпавшей «мути».

Отстоявшаяся вода в масле. В третьей бутылке слева эмульсия.

Масло может растворять в себе некоторое количество воды, и вот со снижением температуры эта способность, как и в отношении загустителей, снижается.

7. Целостность заводской упаковки

Все вышеозначенные факторы начинают действовать после того, как была нарушена герметичность упаковки. Соответственно, если канистра запечатана, то масло может храниться в ней годами. Как правило, срок хранения масел составляет не меньше 5 лет на синтетику, 4 на полусинтетику и 3-4 года на минералку. Причём если масло достаточно качественное, то его вполне можно использовать, если оно не поменяло своих характеристик (в «гаражных» условиях определяется на вид по цвету, текучести, наличию или отсутствию осадка, расслоения на фракции). За несколько лет без движения не имеющий запас качества продукт так или иначе поменяет внешний вид (говорят, даже плесневеет иногда:)).
Сюда же отнесём различия в таре. Масло в 4л-канистре более стабильно, чем в бочке. К тому же если после открытия мелкую фасовку почти всегда сразу выливают в двигатель, то в открытой бочке оно может стоять в таком виде довольно долго, испытывая вышеописанные неприятные воздействия.

8. Традиционное «итого»

Выводы по тексту коротко:

  • масло имеет свои условия хранения, которые лучше не нарушать
  • срок годности моторного масла может сильно уменьшиться, если не соблюдать условия хранения
  • масло не имеющее запаса качества может «скиснуть» даже в пределах срока хранения
    «скиснуть» раньше срока теоретически может почти любой продукт из массового или бюджетного сегмента на рынке
  • существует несколько факторов старения масла: воздух, вода, солнце, экстремально низкая температура и её сильные колебания, недостаточная химическая стабильность (результат удешевления производства/сбоя в технологии).
  • воздух страшен кислородом (потихоньку происходит окисление масла) и влагой (о ней ниже)
  • вода адсорбирует на себе поверхностно-активные вещества (присадки), вытягивая их из состава масла
  • солнечный ультрафиолет даёт эффект УФ-старения (разложения полимеров). В полной мере это относится к нефтепродуктам и к автомаслам, в частности.
  • при недостатке запаса качества присадки могут выпадать в осадок
  • низкая температура (на уровне точки застывания), а также амплитудные многократные колебания температуры провоцируют выпадение в осадок загустителей (что некритично само по себе), воды (вместе с диспергирующей присадкой, концентрирующейся на молекулах воды), растворённых в масле присадок
  • все эти несчастья (кроме разве что температурных колебаний) начинают происходить в повреждённой (т.е. разгерметизированной) упаковке
  • мелкая фасовка более предпочтительна. Скрытый вывод в том, что масло, залитое из бочки (магазин, сервис), может оказаться уже «нерабочим». И это помимо того, что в бочку могут просто залить совершенно другую бадягу, более дешёвую и некачественную

Вот и все основные моменты, касающиеся срока годности и условий хранения моторного масла. Кстати, плюс-минус, это верно и для остальных технических масел (трансмиссионка, индустриалка, турбинное и т. д.).

Отстоявшаяся вода в масле. В третьей бутылке слева эмульсия.

http://lukoil-shop.ru/articles/kak_pravilno_khranit_motornoe_maslo/http://proavtomaslo.ru/poleznye-sovety/srok-godnosti-motornogo-maslahttp://potrebprav.ru/sroki/sroki-godnosti-motornyh-maselhttp://masloteka.ru/motornoe_maslo/srok-godnosti-motornogo-masla.html

Оцените статью
Не знаете сколько времени и как правильно хранить дома? Поможем